Как писать стихи

«Ночной сад» Н. Заболоцкий


«Ночной сад» Николай Заболоцкий

О сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей!
О сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!
Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб, и тополь — потрясеньем.
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.
Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах,
И в воздухе мелькали тельца птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
Легли внизу десятки длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.
О сад ночной, о бедный сад ночной,
О существа, заснувшие надолго!
О вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень звёздного осколка!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Ночной сад»

Зачин произведения 1936 г. открывается обращением к лирическому «ты», одушевленному образу сада. В первой строфе автор моделирует ряд оригинальных перифраз, который объединен названиями музыкальных инструментов. Конкретное указание художественного времени, выведенное в заглавии текста, придает обращению таинственно-романтический ореол. Метафорическое отождествление с «печальным караваном» знаменует появление новых нюансов интонационного рисунка, принимающего элегическую направленность.

В саду, играющем роль центрального персонажа лирического повествования, растут не плодовые деревья, а «жители» лесов: дубы, ели, тополя, липы. Эти природные образы также олицетворены, причем их поведение организовано основной оппозицией произведения — антитезой дня и ночи.

При свете солнца сад охватывали шум и беспокойство: дуб участвовал в «битве», а тополь был возмущен. Единый эмоциональный порыв, захвативший образы деревьев, передан выразительной сценой, в которой листва, летящая в одном направлении, сравнивается с человеческими телами.

В центральном катрене возникает образ «железного» стрелка Августа, нарушившего естественную гармонию. Охота на птиц была удачной: субъект речи обращает внимание на большое блюдо, наполненное дичью. Фигура безжалостного охотника, сторонника жесткой единоначальной власти, имеет конкретные исторические аллюзии.

Оглушительный дневной шум сменяется тишиной, наступившей с восходом месяца. Пришло время осмысления и оценки содеянного. Характеристика «преступление» согласуется с единодушным протестом, который жестом «рук» выражают липы. Как люди, они голосуют против бойни, антигуманной выходки тирана.

В финальный эпизод включено обращение к лирическому адресату. Начинаясь с анафоры, оно обогащается новым значением: пышные характеристики зачина сменяют оценочный эпитет «бедный» и упоминание о погибших птицах, исполненное искренней скорби. В печальный ряд включается конкретный топоним, который изменяет масштаб художественного пространства. Избавляясь от узких рамок, продиктованных традиционной семантикой образа сада, оно выходит на российские просторы.

Спустя два десятка лет поэт, готовивший стихотворение к изданию, принял решение изменить его концовку. Стремясь смягчить патетическое звучание отдельных фрагментов, он убрал выразительную сцену молчаливого голосования деревьев и образ Волги, узнаваемого русского символа.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах