«О нет, я не тебя любила…» А. Ахматова

«О нет, я не тебя любила…» Анна Ахматова

О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.

Передо мною на колени
Ты стал, как будто ждал венца,
И смертные коснулись тени

Спокойно юного лица.

И ты ушел. Не за победой,
За смертью. Ночи глубоки!
О, ангел мой, не знай, не ведай
Моей теперешней тоски.

Но если белым солнцем рая
В лесу осветится тропа,
Но если птица полевая
Взлетит с колючего снопа,

Я знаю: это ты, убитый,
Мне хочешь рассказать о том,
И снова вижу холм изрытый
Над окровавленным Днестром.

Забуду дни любви и славы,
Забуду молодость мою,
Душа темна, пути лукавы,
Но образ твой, твой подвиг правый
До часа смерти сохраню.

Анализ стихотворения Ахматовой «О нет, я не тебя любила…»

Произведение, посвященное памяти Григория Фейгина, появилось в середине лета 1917 г. Адресат, принадлежавший к театральным кругам, был знаком автору по петербургской жизни. Стихотворный текст стал поэтическим откликом на трагическую смерть, которая нашла актера спустя считанные недели после отправки на фронт добровольцем в составе ударной части.

В художественном тексте сильно диалогическое начало: лирическая героиня ведет воображаемый разговор с адресатом. В отношениях двоих нет места любви-страсти, и об этом свидетельствует категорическое заявление, открывающее стихотворение. Однако ситуация не так проста: исключая любовную составляющую, лирический субъект признает, что личность героя чем-то интересна и притягательна.

Кульминационная часть истории взаимоотношений лирического «я» и адресата представлена во втором четверостишии. Классическая сцена признания в любви омрачается неясными предчувствиями, навеянными грозной атмосферой эпохи. Зловещие «смертные тени» касаются юного, полного жизни лица.

Разлука с адресатом, решившим отдать себя военному поприщу, окончилась гибелью последнего. Тоска и скорбь воцарились в душе лирического субъекта, тяжело переживающего потерю друга.

После трагической смерти связь между героями не исчезла, а парадоксальным образом стала теснее. Чтобы передать это странное ощущение, поэт прибегает к художественному приему, применявшемуся в фольклорных источниках. Лирическое «я» расценивает различные явления природы как особые знаки, которые посылает родная душа, покинувшая землю. Мимолетные пейзажные образы «белого солнца» и полевой птицы подчеркнуто символичны. Их связь с миром, находящимся за порогом смерти, несомненна и восходит прежде всего к христианской традиции.

Правильно «прочтенные» знаки рождают в воображении лирического «я» трагическую картину последних минут жизни адресата — ту, которой в реальности она видеть не могла. Момент внезапного прозрения снова обращает читателя к реминисценциям из области религиозно-мистической литературы. Изменившиеся акценты лирической ситуации преображают облик пары: не наивного мальчика, а достойного сына Отечества оплакивает печальная и набожная героиня.

В финальном пятистишии звучит торжественная клятва, закрепляющая приоритет патриотической темы: святая память о «подвиге правом» выше личных воспоминаний о любви, популярности и молодости.

Смотри больше:


Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева