Как писать стихи

«Облетают последние маки…» Н. Заболоцкий


«Облетают последние маки…» Николай Заболоцкий

Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Облетают последние маки…»

Объектом философских раздумий героя поздних произведений Заболоцкого становится душа. Идейное содержание стихотворений нередко организовано антитезой живого и мертвого внутреннего мира персонажей. Исход вдохновенного порыва лирического «я» «Ласточки» печален: оказалось, что душа возлюбленной опустела, угасла. Племенам, населяющим воскресшую Землю в «Противостоянии Марса», удалось сохранить «душу единственную». Поэт расценивает это свойство народного характера как несомненное преимущество, которое перевешивает техногенные достижения марсианской цивилизации, лишенной моральной основы.

В произведении 1952 г. нашло поэтическое выражение взыскательное отношение автора к проблемам духовного самовоспитания. Философскую тему предваряет картина поздней осени, созвучная настроению лирического адресата.

Пейзаж моделируется при помощи комплекса образов, созданных лексикой с семантикой увядания, прощания: отцветают маки, облетают деревья, улетают журавли, оглашая пространство трубными криками. Пустынные аллеи окутаны мраком, охарактеризованным эпитетом «болезненный». За изображением деталей природы следует вывод: притихший, готовящийся к зимнему оцепенению живой мир не похож на себя. Кульминационный момент в нарастающих интонациях диссонанса — образ «обрубков ветвей», в которых жизнь «затаилась» до весны.

Во втором катрене появляется фигура лирического «ты», бредущая по дорожке, усыпанной осенними листьями. Портрет адресата не конкретизирован, исключение составляет единственная внешняя деталь — отсутствие головного убора, обязательного для холодной погоды. Мелкая подробность наделена психологическим подтекстом: прохожий, пренебрегший сезонным аксессуаром, безразличен к собственному здоровью и жизни вообще.

Присутствие персонажа обнаруживается посредством риторического обращения. За последним следует серия аналогичных вопросов. Их содержание указывает на область интересов субъекта речи: его занимает внутреннее состояние своего персонажа, причины депрессивного настроения, в унисон отвечающего меланхоличному пейзажу.

В вопросительных интонациях легко улавливаются ноты осуждения. Адресат обвиняется в безответственном отношении к душе, главной драгоценности человека. Сомнения в собственной безопасности, мрачные предчувствия жизненных испытаний — доводы, которые не могут служить оправданием малодушного поведения. Финальный афоризм провозглашает верность себе как условие достойного существования, не зависящее от внешних обстоятельств.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах