Как писать стихи

«Обвал» И. Бунин


«Обвал» Иван Бунин

И стопи, с обрыва, на сто миль
Морская ширь открыта взорам.
Внизу, в стремнине, глина, пыль,
Щепа и кости с мелким сором.

Гудели ночью тополя,
В дремоте море бушевало –
Вдруг тяжко охнула земля,
Весь берег дрогнул от обвала!

Сегодня там стоят, глядят
И алой, белой повиликой
На солнце зонтики блестят
Над бездной пенистой и дикой.

Никто не знал, что здесь — погост.
Да и теперь — кому он нужен!
Весенний ветер свеж и прост,
Он только с молодостью дружен!

Внизу — щепа, гробы в пыли…
Да море берег косит, косит
Серпами волн — и от земли
Далеко сор ее уносит!

Анализ стихотворения Бунина «Обвал»

Стихотворение «Обвал» впервые появилось в петербуржском журнале «Современный мир» в 1907 году без заглавия. Точно неизвестно, когда оно было создано. На первый взгляд оно представляет собой типичную для Ивана Алексеевича Бунина пейзажную зарисовку. Однако стоит вчитаться в строки и станет ясно, что смысл стихотворения глубже, нежели простое описание природного явления.

Основной приём, вокруг которого построено произведение – антитеза. Поэт противопоставляет такие трагические явления как смерть и забвение молодости и беспечности.

В стихотворение входит пять четверостиший, написанных четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная вида abab. Иван Алексеевич выступает в качестве рассказчика, демонстрирующего читателям назидательную картину.

Первая строфа сразу показывает нам противопоставленные образы:
В степи, с обрыва, на сто миль
Морская ширь открыта взорам.
Внизу, в стремнине — глина, пыль,
Щепа и кости с мелким сором.

Если представить себе холст художника, который мог бы нарисовать пейзаж по мотивам этих строк, то он бы выглядел следующим образом: полотно разделено на две равные части линией горизонта. Оно изображает вид на море с утёса. Сверху краски ясные, сочные, преобладает лазурь и солнечные блики. Нижняя часть картины тоже представляет собой водную гладь, но её цвета далеко не такие насыщенные и приятные. Поэт упоминает землю, сор, глину и щепки, придающие волнам грязный оттенок.

Почему же эта часть картины такая мрачная? Автор объясняет, что накануне обвала над обрывом располагалось кладбище. Ночью из-за шторма земля обрушилась, обнажив зарытые гробы и отдав их на поругание волнам. Но для поэта, кажется, глумление стихии не представляется такой уж жестокостью. Куда более злая насмешка для него то, что уже наутро на месте кладбища возникла площадка для прогулок. Автор сравнивает зонтики, установленные для того, чтобы защитить отдыхающих от солнечных лучей, с сорной травой повиликой.

Поэт эмоционально восклицает:
Никто не знал, что здесь — погост,
Да и теперь — кому он нужен!

Поэт метафорически сравнивает равнодушных людей с весенним ветром. Как вьётся беззаботный ветерок, они в своей беспечности не интересуются тем, что буквально происходит у них под ногами. Автор сокрушается, что они не обращают внимания на кости, которые уносит равнодушное море.

Представляется, что в образах этого стихотворения скрыт туманный намёк на противостояние сил истории. Обвалившаяся в море земля – это прошлое, а люди, прогуливающиеся по обрыву – настоящее, устремлённое мыслями вперёд. Сегодня люди мечтательно разглядывают морские дали, но сами идут по костям, не желая остановиться и воздать уважение праху предшественников. Но время, как волны, уносит память всё дальше, и когда-нибудь подобной же участи подвергнутся сегодняшние легкомысленные повесы.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах