Как писать стихи

«Осень. Чащи леса» И. Бунин


«Осень. Чащи леса» Иван Бунин

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне —
И засеребришься
Прежде всех к весне.

Анализ стихотворения Бунина «Осень. Чащи леса»

Среди бунинского поэтического наследия, немалая часть которого посвящена пейзажной теме, выделяется произведение, созданное в 1905 г. Внимание привлекает формальная специфика стихотворной строки — трехстопный хорей, редкий для русской традиции. Его медленный медитативный темп вызывает в памяти знаменитое лермонтовское творение «Горные вершины…», в лаконичной форме которого скрыты глубокие размышления о преходящем и вечном.

Короткая строка предопределяет особенности синтаксического строя стихотворения: обилие коротких, зачастую нераспространенных предложений, которые в основном располагаются в первых двух четверостишиях. Серию открывают три назывных предложения, в которых сообщается об основных координатах художественного пространства. Пасмурным осенним днем лирический герой забрел в лесную чащу. При скупом, тусклом дневном свете небо и озерные воды кажутся белесыми, почти бесцветными.

В образной системе текста важная роль отводится мотиву пустоты, который становится основным для второго катрена. Пространство, окружающее субъекта речи, кажется сухим, бесплодным и безжизненным: вместо летнего цветочного разнообразия герой-наблюдатель находит лишь полянки, поросшие мхом. Всюду царят запустение, оцепенение и безмолвие — пессимистичный вывод заключает грустную зарисовку.

Однако осенняя прогулка не окончена, и упорство путника скоро вознаграждается. Его взгляд находит гармоничную деталь, выделяющуюся на безжизненном фоне, — ольху, своеобразный портрет которой организует композицию второй части текста. Образ старого дерева, растущего на берегу залива, противопоставлен остальному пейзажу, навевающему уныние своим безрадостным видом.

Образ ольхи олицетворяется по принципам, характерным для фольклорных произведений. Скромная, изящная, грациозная ольха, будто красавица, смотрится в спокойные воды. Такая трактовка полностью созвучна народно-песенной семантике, укрепившейся за хореем. За внешней привлекательностью образа девушки-ольхи кроются силы, символизирующие жизнеутверждающее начало, удивительную способность к возрождению. Об этом сообщается в концовке текста: стройное дерево станет первым вестником, провозглашающим приход весны.

Оптимистические мотивы, побеждающие в финале, меняют синтаксический рисунок стихотворения. Короткие фразы сменяются длинными, включающими в себя эпитеты и глагольные метафоры.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах