Как писать стихи

«Освобожденная» А. Ахматова


«Освобожденная» Анна Ахматова

Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля.

Анализ стихотворения Ахматовой «Освобожденная»

Проведя несколько лет в ташкентской эвакуации, поэтесса вернулась в родной Ленинград в числе первых. Новый 1945 г. она встретила дома. Сомнений в скорой победе не было: советские граждане лишь пытались предугадать, когда именно закончится война. Радостные ожидания и окрыляющая надежда на новую, свободную и открытую атмосферу послевоенной жизни — приподнятым настроением проникнуты ахматовские стихотворения этого периода. Лирическая героиня «С самолета» совершает путь домой, «победе навстречу». Обозревая из иллюминатора огромные просторы отеческой земли, она именует Родину собственными «душой и телом». Позитивные эмоции постепенно нарастают, достигая кульминации в финальной части: лирическое «я» испытывает ощущения головокружительного счастья и гордости за «победительницу Москву».

Поэтическая миниатюра «Освобожденная» появилась зимой 1945 г. Ее открывает пейзажная зарисовка, доминанты которой подчеркнуты при помощи лексической анафоры «чистый». Последняя избрана для характеристики главных природных образов ветра и снега, хозяйничающих в уснувших лесах и опустевших полях. Безупречная белоснежная красота и глубокое спокойствие — таковы впечатления, порожденные зимней картиной родной природы.

Третья строка содержит замечание, которое соотносится с заглавием миниатюры. Родные просторы освобождены от захватчиков, и поэтому на смену громким диссонансным звукам войны пришли долгожданные тишина и умиротворение, знаменующие собой мирное время. Показательно, что глубинный смысл, «свернутый» в лаконичный текст, обозначен при помощи акустического образа: «не слышит». Ахматовской поэтике свойственны случаи, когда звуковые образы преобладают над визуальными. Особое положение эпизода подчеркнуто на уровне формы: длинная фраза выбивается из общего ритмического рисунка миниатюры.

Финальная строка дополняет олицетворение, примененное автором в предыдущем фрагменте. Образ «моей земли»-Родины наделяется слухом и потребностью в отдыхе. Художественный прием преображает значение пейзажной зарисовки: к традиционной трактовке зимы как умиротворенного сна природы присоединяются оригинальные оттенки смысла. Снег, ветер и тишина становятся атрибутами наступившего мира. Они помогают родному краю, освобожденному от нацистской скверны, очиститься, отдохнуть и накопить силы для будущего возрождения.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах