Как писать стихи

«Оттепель» Н. Заболоцкий


«Оттепель» Николай Заболоцкий

Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны.
Сосен тяжёлые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелётных кочевья
В трубы весны затрубят.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Оттепель»

Пейзажная тематика произведения, датированного 1948 г., воспринимается современным читателем в контексте историко-культурологического феномена оттепели. Неофициальное название эпохе дало заглавие повести Эренбурга, журнальный вариант которой появился в мае 1954 г., через несколько месяцев после публикации первой «Оттепели» — стихотворения Заболоцкого. Предчувствия весны, переполняющие лирического героя анализируемого текста, приобретают символическое значение: приход теплой поры порождает надежду на преодоление кризиса и позитивные перемены, которые открывают вдохновляющие творческие перспективы.

Зачин стихотворения сообщает об обстоятельствах, предшествовавших изображаемому моменту: потепление наступило после метели. Окружающая картина отражает температурный перепад. Высокие сугробы, наметенные вьюгой, начали подтаивать, постепенно оседать и темнеть. Мокрый снег клонит к низу мощные сосновые ветки.

Зимний пейзаж скупо освещает краешек луны, видный из-за рваных краев тучи. Он метафорически уподоблен осколку. Тусклое сияние ночного светила отражается в плоских лужах, которые напоминают «тонкие блюдца». Картина, озаренная лунными отблесками, не кажется статичной: для изображения оседающей на снег ледяной влаги поэт привлекает три однородных сказуемых и обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом.

Взгляд субъекта речи устремляется в дальнюю перспективу. Сумрачные белые поля охвачены тишиной. Уточняя свои впечатления, автор использует личную форму глагола «дышать». С ее помощью персонифицируется природный образ. Вокруг царит не мертвое безмолвие, а спокойный сон. Дремлющим снеговым просторам противопоставлен олицетворенный образ деятельной земли — освободившейся от оцепенения и готовящейся к важной «неизмеримой» работе.

Оптимистичный прогноз звучит в финальной части произведения. Сон вскоре сменится пробуждением. Автор перечисляет традиционные атрибуты весенних перемен, среди которых упоминается появление перелетных птиц. С последними связан торжественный образ, завершающий текст: птицы заиграют в «трубы весны», призывая все живое сбросить оцепенение и с воодушевлением окунуться в хлопотливые будни.

Метафорическое уподобление деталей пейзажа музыкальным инструментам характерно для поэтики Заболоцкого. В зачине «Ночного сада» смоделирован образ лесного оркестра, состоящего из органа, труб и виолончелей.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах