Как писать стихи

«Ответ» А. Пушкин


«Ответ» Александр Пушкин

Я вас узнал, о мой оракул,
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул,
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой
И по упрекам … столь неправым,
И этой прелести живой.
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лед, сердца — гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Анализ стихотворения Пушкина «Ответ»

Стихотворение «Ответ» (1830) в буквальном смысле является откликом А. С. Пушкина на письмо Екатерины Николаевны Ушаковой, которой поэт увлёкся после их знакомства в 1826 году. К сожалению, само послание Екатерины Николаевны не сохранилось, но мы можем насладиться игривым ответом Пушкина и кое-что понять о характере его взаимоотношений с девушкой.

Повествование поэт ведёт от первого лица. Думается, что Александр Сергеевич получил письмо без указания адресанта. Об этом говорят первые строки:
Я вас узнал, о мой оракул,

Сих неподписанных каракул…

Поэт признаётся, что догадался, кто написал ему это послание. Мы же можем предположить по обращению «мой оракул», что автор напророчила что-то в своём письме. Например, она могла бы гадать, когда же возлюбленный навестит её, или сетовать, что он уж, наверное, скоро её забудет, если давно не приходит к ней.

Но, как видно из строк, поэт и так уже замышляет путешествие в Москву, где его ждёт Екатерина Николаевна. Он сам провозглашает: «Пора! в Москву, в Москву сейчас!»

Последней строкой автор конкретизирует, что именно привлекает его в старой столице. Используя градацию, он перечисляет важные для себя вещи, каких он лишён, пока пребывает в Петербурге:
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Под Пресней здесь нужно понимать Среднюю Пресню, район, где жило семейство Ушаковых. Хариты – это покровительницы веселья в древнегреческой мифологии. Так иносказательно поэт воспевает свою возлюбленную, ставя её в один ряд с музами и богинями.

Важный приём в стихотворении – анафора. Очень часто автор начинает строки с одного и того же слова. Например, когда поэт говорит о признаках, по которым догадался об авторе послания, он перечисляет их по очереди:
Но по весёлой остроте,
Но по приветствиям…
Но по насмешливости…

Так создаётся впечатление, что он хорошо знает свою собеседницу и очень внимателен к её натуре, проявляющейся в почерке и стиле письма, его настроении.

Ближе к концу стихотворения поэт даёт оценку Петербургу, тоже применяя анафору:
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лёд, сердца — гранит…

Повтор здесь усиливает отторжение автора по отношению к этому городу. Интересен параллелизм, с помощью которого поэт рисует образ северной столицы. С одной стороны слова «лёд» и «гранит» следует воспринимать как метафору характеров местных жителей, а с другой – это прямое указание на вид самого города, где часто царит холодная погода, а преобладающая каменная архитектура действительно может производить гнетущее впечатление.

Таким образом, в этом стихотворении не только раскрываются особенности отношений великого поэта и Е. Н. Ушаковой, но и некоторые стороны его характера, например, нелюбовь к Санкт-Петербургу.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах