Как писать стихи

«Перед войной, как будто в знак беды…» А. Твардовский


«Перед войной, как будто в знак беды…» Александр Твардовский

Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.

И тяжко было сердцу удрученному
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.

Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар…

Прошли года. Деревья умерщвленные
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые…

Прошла война. А ты все плачешь, мать.

Анализ стихотворения Твардовского «Перед войной, как будто в знак беды…»

В произведении 1945 г. проявились особенности крестьянского мироощущения, характерного для поэтики Твардовского. Патриархальный труженик неодобрительно относился к природным явлениям, произошедшим не в срок. Они расценивались как потенциально опасные. События, способные неблагоприятно сказаться на будущем урожае, заслуживали еще более негативной оценки. Сильные заморозки, затяжные ливни или засуха, град в теплое время года — наследие народных примет толковало эти явления как зловещие предзнаменования, обещающие голод, лишения и беды.

Логике народного сознания следует автор анализируемого текста. Войну предвещали необычайно суровые морозы: они случились в пору цветения садов и погубили деревья. Стремясь передать масштаб ущерба, поэт привлекает лексические средства гиперболизации: «неслыханная», «уничтожило», «повсеместно». Гибель урожая словно спровоцирована волей неведомых враждебных сил, и это обстоятельство подчеркивается при помощи безличной конструкции.

В изображении побитых морозом деревьев заметное место занимает лексика с семантикой смерти. Она присутствует в каждой строфе, не упоминаясь напрямую лишь в финальной строке.

Напряженные интонации поддерживаются цветовыми оппозициями зеленого и черного, коричневого. Вид сухих темных веток, торчащих посреди буйной листвы, и мертвенной, будто обуглившейся древесины под корой вызывают у лирического «я» тягостные чувства.

От заморозков более всего пострадали сильные плодородные экземпляры. Это замечание актуализирует традиционную символику дерева, которое ассоциировалось с человеком еще в фольклорных источниках. Реалистический образ сада наделяется иносказательным значением: он символизирует гибель и искалеченные судьбы тех, кому пришлось пережить военное лихолетье.

Острота трагических интонаций приглушается временем. Природе удалось преодолеть последствия холодов: деревья, казавшиеся погибшими, выжили, обзавелись свежей зеленью. Человеческой памяти сложнее справиться с горем, и внутренняя боль продолжает терзать душу безутешной матери.

Тема воспоминаний о войне, тяготящих сердце, звучит в произведении «Я знаю, никакой моей вины…» Его герой испытывает затаенные муки совести, которые не могут заглушить доводы разума. Время бессильно перед скорбью плачущей матери и чувством вины, бередящим душу постаревшего фронтовика.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах