Как писать стихи

«Первый соловей» И. Бунин


«Первый соловей» Иван Бунин

Тает, сияет луна в облаках,
Я блоня в белых, кудрявых цветах.

Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.

В холоде голых, прозрачных аллей,
Пробует цокать, трещит соловей.

В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.

Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.

Анализ стихотворения Бунина «Первый соловей»

Творчество Ивана Алексеевича Бунина часто напоминает живопись. Этот автор весьма умело пользуется языковыми средствами и литературными приёмами, делая свои стихотворения настоящими произведениями искусства. Критики не раз хвалили цветовую палитру в таких его рассказах, как «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи» и др. Особенно красива лирика Ивана Алексеевича, что легко доказать на примере стихотворения «Первый соловей».

В этом произведении 10 строк. Рифмовка парная (aabb). Поэт избрал лёгкий и торжественный дактиль в качестве стихотворного размера. Лексика проста, не используется вычурных сложных конструкций или устаревших витиеватых выражений, благодаря чему «Первый соловей» звучит очаровательно свежо.

По своему звучанию и колориту это произведение напоминает акварельную картину. Автор искусно воспроизводит перед читателем ночной пейзаж:
Тает, сияет луна в облаках.
Яблони в белых кудрявых цветах.

В первой же строке мы видим необыкновенный образ: луна одновременно и тает, и сияет. То есть, её свет настолько ярок, что в его блеске видны даже мелкие цветы яблонь. Но в тот же момент очертания далёкого светила трепещут, как будто оно истончается и исчезает с небосвода.

В этом двустишии можно обнаружить образный параллелизм: вокруг луны собрались стайки облаков, а на земле вокруг стройных стволов яблоневых деревьев роятся тучки крохотных белых лепестков. Поэт сопоставляет эти явления, показывая, как они похожи:
Зыбь облаков и мелка и нежна.
Возле луны голубая она.

Наше внимание перемещается на тёмный коридор аллеи:
В холоде голых, прозрачных аллей
Пробует цокать, трещит соловей.

С помощью аллитераций и ассонансов восприятие образов усиливается. Читатель может услышать щебет птицы благодаря повторяющимся согласным «ч», «щ», «ц», «к» («цокать», «прозрачных», «трещит»). А протяжные гулкие гласные «о» («холоде», «голых», «пробует») создают ощущение эха, воспроизводят ночные отзвуки.

Затем взгляд читателя останавливается на юной героине. Хотя автор не описывает детали, но перед нами живо рисуется образ юной романтичной особы, которая медленно расчёсывает локоны, стоя у открытого окна. На волосах сверкают лунные лучи, и вместе с девочкой мы вдыхаем густые запахи летней ночи, слушаем песню соловья.

Важная особенность лирики Ивана Алексеевича – изящный язык. Благодаря точно подобранным выражениям читатель видит именно то, что хотел сказать поэт. Героиня представляется наивной мечтательницей благодаря ласковому «девочка». Густая ночь не кажется опасной, поскольку для её изображения автор использует деликатные эпитеты «мелкая нежная зыбь облаков», сияющая луна, «прозрачные аллеи».

Произведение «Первый соловей» смело можно назвать живописью словами. В нём сочетаются нежные образы, чистые краски и звуки. Это стихотворение достойно того, чтобы вставить его в раму и наслаждаться им как оригинальной картиной.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах