Как писать стихи

«Песнь о вещем Олеге» А. Пушкин


«Песнь о вещем Олеге» Александр Пушкин

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Анализ стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

На создание стихотворения «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина вдохновила «История государства Российского» Н. М. Карамзина, а точнее, летописный рассказ, процитированный историком в пятой главе первого тома этого монументального труда. В указанном фрагменте речь идёт о судьбе новгородского и киевского князя Олега. Жизнь этого деятеля была весьма интересной – князь совершал успешные походы на крупные города, побеждал во многих битвах. Не менее удивительной, по мнению историка, была его смерть: князь погиб от укуса ядовитой змеи, затаившейся в черепе любимого коня. Именно эту легенду поэт взял за основу своего стихотворения, художественно переработал её сюжет и расцветил его выразительными деталями.

Композиция стихотворения проста и элегантна. На протяжении семнадцати строф последовательно раскрывается история жизни и смерти князя. Каждая строфа состоит из шести строк, первые четыре из них рифмуются перекрёстно, две последние – парно. Стихотворный размер – амфибрахий.

Автор выступает в стихотворении как рассказчик. Поскольку речь идёт о давно прошедшем времени, то и лексику поэт выбрал архаичную. Мы можем встретить в тексте такие устаревшие выражения, как «молвил», «смертию», «змия», «главою», «отроки-други», «чело и взор омрачилися думой».

Пушкин не был бы гениальным стихотворцем, если бы не использовал в своих произведениях эффектные эпитеты, которые придают освещаемым событиям и персонажам яркость и живость. Каждый герой обретает реалистичность благодаря уникальным описаниям. Обратим внимание на фигуру Олега. Мы видим в нём храбреца, который пренебрегает самой смертью. Этот герой бесстрашно обращается к волхву:
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?

Для изображения своего персонажа Пушкин не скупится на эпитеты: «могучий Олег», «вещий Олег», показывая, что этот герой мудр и силён. Кроме того, он благороден. Князь всей душой привязан к своему коню и очень печалится, когда ему приходится оставить друга. Для лошади поэт тоже применяет выразительные эпитеты: «верный слуга», «конь ретивый». Даже змея, которая приносит смерть князю, изображена с помощью живописного сравнения – «как чёрная лента, вкруг ног обвилась».

Драматизм произведения усиливается за счёт таких художественных приёмов как эпифора. Поэт дважды завершает строфы в середине и финале стихотворения словами
… поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Также можно встретить анафоры («То смирный стоит…, То мчится…»). Не редки градации, нагнетающие напряжение («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал…»).

Таким образом, стихотворение «Песнь о вещем Олеге» становится прекрасным примером того, как история даёт поэзии яркие сюжеты, а та придаёт им красочности и эффектности.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах