Как писать стихи

«Письмо с фронта» Э. Асадов


«Письмо с фронта» Эдуард Асадов

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

Анализ стихотворения Пастернака «Письмо с фронта»

«Письмо с фронта» Эдуарда Асадова (1923–2004) написано в разгар Великой Отечественной войны. Это биографическое стихотворение входит в список лучших произведений о войне, но при этом выделяется среди них благодаря своей необычной атмосфере и настроению.

Шел 1943 год, поэту было всего 20 лет. Только недавно отзвучал последний звонок в школе, а юноша уже на фронте. Однако страшные годы войны не сломили дух молодого поэта. Вместо того чтобы зачерстветь и огрубеть душой в этих тяжелейших условиях, Асадов поддерживает себя и своих близких стихотворениями, полными надежды и жизнелюбия.

Именно таково «Письмо с фронта». Оно обращено к самому дорогому человеку в жизни поэта – маме. Эмоциональное начало – «Мама!» – сразу заставляет читателя откликнуться.

Несмотря на то, что оно повествует о том, как меняется человек на войне, как ему приходится нелегко, произведение не оставляет тяжелых мыслей и горечи. Этот эффект достигается благодаря тому, что автор использует легкие живые образы, сравнения и метафоры. Например, говоря об огнестрельных орудиях, поэт сравнивает их со стадом слонов. Казалось бы, это совершенно неподходящий образ, ведь слоны не ассоциируются с жестокостью и насилием. Однако он точно передает отношение автора, который сохраняет оптимистичный настрой.

Автор не называет пули их настоящими именами, а использует метафору «свинцовый ветер». От этого снаряды не становятся менее опасными, но так автору удается избежать упоминания смерти, тем самым снижая напряжение читателя.

Композиционно стихотворение делится на несколько частей. Первые три четверостишия имеют форму abab и рассказывают о прошлом лирического героя. Обращаясь к матери, он напоминает ей и себе о счастливых годах детства и юности. От этих строк веет настоящим душевным теплом, которое призвано согреть сердца и матери, и сына и укрепить в них надежду.

Четвертая строфа подводит промежуточный итог повествованию. Здесь автор размышляет о том, что прежде он и его сверстники не ценили обычных мирных вещей, но теперь их отношение изменилось:
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!

И даже здесь есть место уверенности, что все обойдется и всем удастся вернуться домой.

Остальные четыре строфы словно меняют цвет. Если воспоминания в начальных строках были окрашены в теплые тона, то здесь все предстает серым: «В холодной ночи, под неласковым небом…»

Но и в таких условиях герой не намерен сдаваться. Многим читателям и на фронте, и в тылу эта решимость помогла выстоять и приблизить победу, в которую так верит автор.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах