Как писать стихи

«Под черёмухой цветущей» Ф. Сологуб


«Под черёмухой цветущей» Федор Сологуб

Под черёмухой цветущей
Я лежал в июльский зной,
И вероники ползущей
Цвет увидел голубой.

Стало весело. На небе ль,
На земле ли, — я не знал.
Я сорвал ползучий стебель,
И листки поцеловал,

И, покрыты волосками,
Были нежны те листки,
Словно я прильнул губами
К локтю девичьей руки.

Анализ стихотворения Сологуба «Под черёмухой цветущей»

Федор Сологуб по праву считается одним из ярчайших представителей символизма в России рубежа XIX-XX вв. Его лирика наполнена чувственностью, мистической атмосферой и призрачными намеками, однако все это преподносится в отвлеченной форме. Вчитываясь в строки произведений поэта, мы словно раскрываем слои реальности и обнаруживаем скрытые миры.

Стихотворение «Под черемухой цветущей», написанное Федором Сологубом 6 июля (по другим данным, 6 апреля) 1884 года, именно такое. На первый взгляд в нем рассказывается о простом событии. Лирический герой, он же сам автор, наслаждается свободными минутами в разгар жаркого дня. Он укрывается от зноя под пышной белой черемухой и разглядывает растущие под деревом растения. На глаза герою попадается скромное полевое растение – вероника. Он исследует незатейливые цветы, сравнивая их с небесной синевой, а затем прикасается губами к листкам, обнаруживая, что они бархатистые на ощупь. Это ощущение поэт сопоставляет с нежным поцелуем девичьей руки.

Композиция произведения проста: три четверостишия, каждая строфа последовательно раскрывает впечатления автора. Строки написаны трехстопным ямбом, что придает им живости. Благодаря такому размеру летний зной кажется не изнуряющей жарой, а жизнерадостной созидательной энергией, которая переполняет лирического героя.

У произведения несложная фонетика. Чтобы придать строкам нежности и изящества, которые необходимо, коль скоро речь идет о таких сентиментальных образах как цветы и женские руки, поэт прибегает к аллитерациям. В тексте часто встречается мягкое «л», «м», «н»: «июльский», «на небе ль», «на земле ли», «прильнул», «листки», «стебель».

Цветовая гамма также не создает затруднений при описании. Легко охарактеризовать стихотворение как наполненную солнечным светом, сияющей синевой неба, сочной зеленью травы и яркими пятнами свежих цветов картину.

Если обратиться к языку цветов, к которому люди прибегали во все времена влюбленные, чтобы донести до своих возлюбленных тайное послание, то окажется, что стихотворение – это целое письмо. С первых строк автор указывает на возлюбленную, ведь черемуха издавна считается символом невест из-за своего роскошного белого наряда. Еще один намек на очарованность – это вероника. Это растение символизирует доброту, мудрость и прощение. Возможно, обращаясь к этому образу, поэт извиняется за внимание к другим девушкам перед той единственной.

Как видно, за строками о созерцании растений кроется чувственное объяснение, признание в том, что поэт преклоняется перед женской красотой и прелестью. Этот тайный смысл и делает стихотворение «Под черемухой цветущей» прекрасными примером глубокого символизма.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах