Как писать стихи

«Под венком лесной ромашки…» С. Есенин


«Под венком лесной ромашки…» Сергей Есенин

Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны,
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.

Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним — милашкину любовь.

Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».

Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной,
Повенчаюсь в непогоду
С перезвонною волной.

Анализ стихотворения Есенина «Под венком лесной ромашки…»

Потеря кольца — основной мотив, обусловливающий развитие лирического сюжета в произведении 1911 г. Первоначально существовавший в рамках фольклорных произведений, мотив был заимствован и переработан русской лирикой. И народные, и литературные источники толкуют событие как неблагоприятное, предвещающее кризис или окончание любовных отношений. Ассоциации, возникающие в мыслях героя, продемонстрированы в «Песне» Жуковского: субъект речи, по неосторожности упустивший в море «кольцо души-девицы», признает, что с украшением ушло «счастье земное», пылкость чувств влюбленной пары.

Сходное мнение выражает есенинский герой, уронивший подарок милой в речные воды. Он знает виновницу своего несчастья — щуку. К образу рыбы, который персонифицируется в духе лирической песни, применяются приемы иносказания с традиционной семантикой злого умысла. Щука метафорически уподобляется разлуке-лиходейке и наделяется сравнением с вероломной свекровью.

Тема расставания осложняется мотивами измены и самоубийства. Последние появляются во второй части, обнаруживая романсное начало в идейном содержании стихотворения. Поиски пропажи оказались безрезультатными, и героя-неудачника подвергают осмеянию. О неверности избранницы незадачливый возлюбленный узнает от постороннего персонажа — колкой и язвительной речки, образ которой смоделирован по антропоморфическим принципам фольклора.

Сообщение об измене окончательно обескураживает лирическое «я». В одночасье став одиноким и отверженным, он опасается встреч с приятелями, сулящих новые насмешки. О суицидальном намерении говорится опосредованно. Символическая фраза о предстоящем бракосочетании с волной построена по традициям народной песни. Решимость, которую демонстрирует герой, придает финальному эпизоду трагические ноты, однако она лишена признаков эмоционального надрыва, характерного для романса о гибельной природе любви.

Образ кольца, предопределяющего судьбу героя, возникает в позднем произведении «Видно, так заведено навеки…» Получив украшение во время гадания, субъект речи расценивает его как «знак», предвещающий скорую женитьбу. Отношение нареченной к кольцу должно продемонстрировать степень искренности ее чувств: преданная подруга бережно хранит подарок, неверная «со смехом» передает его сопернику. Влюбленный не сомневается в правильности собственного истолкования, и поэтому склонен обвинять в обмане «проклятого» попугая-предсказателя, предпочитая не разрушать традиционную трактовку символа.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах