Как писать стихи

«Погружался я в море клевера…» А. Блок


«Погружался я в море клевера…» Александр Блок

Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.

Призывал на битву равнинную —
Побороться с дыханьем небес.
Показал мне дорогу пустынную,
Уходящую в темный лес.

Я иду по ней косогорами
И смотрю неустанно вперед,
Впереди с невинными взорами
Мое детское сердце идет.

Пусть глаза утомятся бессонные,
Запоет, заалеет пыль…
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку — быль.

Анализ стихотворения Блока «Погружался я в море клевера…»

Зачин произведения 1903 г. открывается метафорой, уподобляющей луг, поросший клевером, морю. Живописная деталь дополняется звуковым сопровождением — пчелиным жужжанием. Визуальный и акустический образы указывают на особенности художественного пространства — спокойного, умиротворяющего, чудесного. Именно здесь вырос и возмужал лирический субъект, именующий сказкой монотонные звуки, производимые насекомыми, которые собирают нектар с медоносных растений.

Счастливое существование лирического «я», погруженного в гармоничный мир, внезапно прерывается. Причиной тому становится олицетворенный образ ветра, который наделяется способностью призывать, просить о чем-то. В конце начальной строфы возникает важный образ, основанный на синекдохе, — искреннее «детское сердце» субъекта речи. Оно становится адресатом обращения.

О чем поведал ветер лирическому «я»? Для возмужавшего героя имеется достойное занятие — участие в противоборстве. Описание предстоящей битвы носит символический характер: соперником в поединке выступает «дыханье небес». Подобно сказочному помощнику, ветер указывает дорогу к заветному месту, где состоится сражение.

Во второй части меняется время лирического повествования: безоблачное прошлое осталось позади, и герой-богатырь держит путь навстречу неприятелю. Ему предстоит долгая дорога. Пустынная местность, густой лес, косогоры — опасности и препятствия не могут устрашить отважного путника или полностью лишить его сил. Субъекта речи ведет по-детски простодушное, но честное и смелое сердце. Оно отделено автором от личности героя: сердце находится «впереди», исполняя роль надежного проводника и вдохновителя, а воин послушно следует за ним.

В финальном эпизоде продолжает развиваться мотив противостояния трудностям. Чтобы передать растущую усталость странника, поэт обращается к оригинальной детали — дорожной пыли. К последней относятся метафоры, выраженные однородными сказуемыми: «запоет» характеризует слуховые признаки переутомления, «заалеет» — зрительные.

Содержание последнего двустишия обнаруживает неожиданный поворот сказочной темы, развитой в предыдущих фрагментах. Отдалившись от родных мест, герой начинает осознавать, что в основу его мировоззрения легли не отвлеченные рассказы о фантастических событиях, а вечные ценности реальной жизни, близкой к природному миру скромного степного уголка.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах