Как писать стихи

«Полно смеяться! что это с вами?» А. Фет


«Полно смеяться! что это с вами?» Афанасий Фет

«Полно смеяться! что это с вами?
Точно базар!
Как загудело! словно пчелами
Полон амбар».

«Чу! не стучите! кто-то шагает
Вдоль закромов…
Сыплет да сыплет, пересыпает
Рожь из мешков.

Сыплет орехи, деньги считает,
Шубой шумит,
Всем наделяет, всё обещает,
Только сердит».

«Ну, а тебе что?» — «Тише, сестрицы!
Что-то несут:
Так и трясутся все половицы…
Что-то поют;

Гроб забивают крышей большою,
Кто-то завыл!
Страшно, сестрицы! знать, надо мною
Шут подшутил».

Анализ стихотворения Фета «Полно смеяться! что это с вами?»

В небольшом цикле «Гадания», унаследовавшим народно-романтические традиции русской лирики, автор не только воспроизводит неповторимую атмосферу веселых святочных гуляний, но изображает особенности старинных гадальных обрядов. Их смелые и любопытные участники, прежде всего девушки, пытаются узнать свое будущее, разглядев его знаки в глубине зеркального отражения или усмотрев тайный смысл в раскладе карт. Случай, представленный в художественном тексте 1842 г., описывает вариант, когда грядущие события истолковывают по звукам. Указано и точное место, где принято собираться для этих целей, — стены крестьянского амбара. Словом «шут» девушки именуют черта, боясь произносить его настоящее имя. В стихотворении «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» встречается еще один эвфемизм — «лохматый».

Форма произведения представляет собой диалог: текст составляют четыре эмоциональные реплики, которыми обмениваются смеющиеся «сестрицы». В начальной строфе содержится призыв к спокойствию. Поэт использует сравнения, имеющие фольклорное и разговорное происхождение: первая из подруг определяет шум, производимый гадающими, как «базар» и гул пчел.

Точное количество участниц обряда остается неизвестным, однако изображаются два довольно подробных варианта будущего — благоприятный, сулящий богатство, и зловещий, обещающий смерть. Обе версии изобилуют яркими деталями и в то же время отличаются недосказанностью, подчеркнутой неопределенными местоимениями.

В первом случае внимание гадающих сосредоточено на состоятельном и деловитом, но сердитом персонаже. Описывая деятельного хозяина, поэт привлекает восемь глаголов, включая анафору «сыплет». Портрет дополняется лексикой с семантикой достатка и изобилия.

Вторая вариация включает комбинацию неопределенно-личных предложений, обозначающих действия группы лиц: «несут», «поют», «забивают». Постепенно сгущаясь, тревожные интонации достигают кульминации, которая выражается звуком жуткого воя. Девушка обобщает смысл толкования, относя его к проделкам нечистой силы.

Форма стихотворения — результат экспериментов в области стихосложения, характерных для раннего периода творчества. Автор моделирует особенности тонического стиха, каким написаны русские былины: в длинной строке «Полно смеяться!» присутствуют четыре ударных слога, в короткой — два.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах