Как писать стихи

«Порой, среди забот и жизненного шума…» А. Толстой


«Порой, среди забот и жизненного шума…» Алексей Толстой

Порой, среди забот и жизненного шума,
Внезапно набежит мучительная дума
И гонит образ твой из горестной души.
Но только лишь один останусь я в тиши
И суетного дня минует гул тревожный,
Смиряется во мне волненье жизни ложной,
Душа, как озеро, прозрачна и сквозна,
И взор я погрузить в неё могу до дна;
Спокойной мыслию, ничем не возмутимой,
Твой отражаю лик желанный и любимый
И ясно вижу глубь, где, как блестящий клад,
Любви моей к тебе сокровища лежат.

Анализ стихотворения Толстого «Порой, среди забот и жизненного шума…»

Лирический герой Толстого убежден: дневная суета неблаготворно влияет на состояние души, заполняя собой все пространство и отвлекая от главного. В произведении «Есть много звуков в сердца глубине…» обременительные хлопоты обозначаются как «заботы немолчные», омраченные скукой и тревогой. Постоянно испытывая «непрошеный напор» обыденных событий, лирическое «я» не может слышать звуки, скрытые глубоко в душе, и сосредоточиться на их обдумывании. Борьба «сердца с жизнию» не равна, и разницу сил иллюстрирует сравнение: шепот первого подобен журчанию воды, а гул второй — мощному ветру, способному ломать деревья.

Антитеза «жизненного шума» и тиши составляет основу композиции стихотворения 1857 г. Каждому из вариантов лирической ситуации соответствует определенное душевное состояние. «Мучительная дума», возникающая в сердце героя, — закономерный результат влияния тревожной и динамичной атмосферы. Негативные мысли вытесняют самые дорогие воспоминания, связанные с образом любимой. За агрессивный и пагубный эффект дневная часть жизни заслуживает отрицательную оценку, выраженную эпитетом «ложная».

Тишина и спокойствие, наступающие с уходом суеты, оказывают противоположное действие на лирическое «я»: они не только усмиряют волнение, но открывают путь к истинным ценностям. Чтобы оживить смысл отвлеченных категорий, автор прибегает к живописному сравнению. Умиротворенное настроение героя напоминает поэту прозрачную неподвижную гладь озера. Погружаясь в водную стихию души, он обращается к заветным воспоминаниям, надежно скрытым от глаз окружающих. «Спокойная мысль» вызывает в памяти желанный облик избранницы. Иносказательный ряд продолжается другим тропом: высокое чувство сравнивается с драгоценным «блестящим кладом». Метафора «любви сокровища», завершающая художественный текст, утверждает сакральный смысл высоких отношений.

Усматривая связь между образами водоемов и деталями психологического портрета, Толстой зачастую применяет иносказательные конструкции с «водной» семантикой. Лирическое «я» признается, что его душа «сродни» шумящим морским волнам. Вид грохочущей и брызжущей «соленой влаги» меняет настроение героя, избавляет от апатии, воодушевляя и придавая храбрость. Впечатляющая картина бури, организованная стремительным движением «то к небу, то в пропасть», сменяется затишьем. Наступивший штиль служит знаком, что «душа моря» наконец нашла успокоение.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах