Как писать стихи

«Поздно (Было поздно в наших думах…)» К. Бальмонт


«Поздно» Константин Бальмонт

Было поздно в наших думах.
Пела полночь с дальних башен.
Темный сон домов угрюмых
Был таинственен и страшен.

Было тягостно-обидно.
Даль небес была беззвездна.
Было слишком очевидно,
Что любить, любить нам — поздно.

Мы не поняли начала
Наших снов и песнопений.
И созвучье отзвучало
Без блаженных исступлений.

И на улицах угрюмых
Было скучно и морозно.
Било полночь в наших думах
Было поздно, поздно, поздно.

Анализ стихотворения Бальмонта «Поздно»

Цикл «Млечный путь» из сборника «Будем как Солнце» включает в себя любовную лирику Константина Дмитриевича Бальмонта. Известно, что в его жизни имел место сложный период, когда сердце поэта делили сразу две женщины. Поэтому стихотворения этого времени являются особенно пронзительными и чувственными. Одно из таких произведений – «Поздно», написанное в 1903 году.

С самых первых строк читателя окутывает тягостное чувство. Оно создается с помощью цепочек созвучных слов, многочисленных аллитераций: «поздно» – «пела полночь» – «поняли» – «песнопений». Безрадостные картины рисует автор, используя мрачные эпитеты и метафоры:
Темный сон домов угрюмых
Был таинственен и страшен.

В первых строфах напряжение нарастает, чтобы к третьей строфе вспыхнуть, как последние искры затухающего огня. Приближаясь к кульминации эмоций, автор повторяет слова, как заклинания:
Что любить, любить нам поздно.

В финале этот возглас дойдет до крика, строки зазвенят от напряжения. Но прежде поэт еще успеет себя убедить, что чувства и так были обречены. Разумом – «было поздно в наших думах» — он понимает, что будущего у этой любви нет и не было, поэтому стихотворение заканчивается почти той же фразой. Но все равно скорбит о ней, о тех волшебных минутах, которые ему не удалось вовремя понять.

При чтении стихотворения рисуются в воображении узкие темные улицы, над которыми раскинулось неприветливое беззвездное небо. Холодный вечер тих и уныл. Поэт бродит меж домов. Он погружен в воспоминания, где они вдвоем с возлюбленной читают друг другу стихи и рассказывают сны. Их призраки словно проходят мимо него настоящего. Но теперь все в прошлом, поэтому в строках так часто встречаются категории прошедшего времени – «было скучно», «была беззвездна», «было тягостно-обидно».

Автор снова и снова обращается к тем манящим образам, воскрешает их в памяти, но эти воспоминания горьки. Чтобы облегчить утрату чувства, а именно по нему, как представляется, он скорбит больше, чем о возбудившей любовь женщине, он объясняет сам себе несбыточность их счастья:
Мы не поняли начала
Наших снов и песнопений.
И созвучье отзвучало
Без блаженных исступлений.

Но даже если бурной страсти не было, герою все равно тяжело отпускать любовь. Поэтому-то он восклицает раз за разом, содрогаясь от обиды:
Было поздно, поздно, поздно.

Это полное горечи стихотворение-крик неизменно трогает не только того, кто знает, что такое несчастная обреченная любовь, но и любого другого чуткого читателя.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах