Как писать стихи

«Прощай!» М. Горький


«Прощай!» Максим Горький

Прощай! Душа — тоской полна.
Я вновь, как прежде, одинок,
И снова жизнь моя темна,
Прощай, мой ясный огонек!..
Прощай!

Прощай! Я поднял паруса,
Стою печально у руля,
И резвых чаек голоса
Да белой пены полосы —
Все, чем прощается земля
Со мной…
Прощай!

Даль моря мне грозит бедой,
И червь тоски мне душу гложет,
И грозно воет вал седой…
Но — море всей своей водой
Тебя из сердца смыть не может!..
Прощай!

Анализ стихотворения Горького «Прощай!»

Судьба стихотворения Максима Горького «Прощай!» очень интересна. Впервые произведение было напечатано в 1895 году в «Самарской газете». К стихотворению не было подписи, поэтому для подтверждения авторства пришлось впоследствии обращаться к личным архивам семьи Пешковых. Сам Максим Горький очень строго судил свои поэтические эксперименты, поэтому нарочно скрывал, что произведение принадлежит ему.

Вторая версия «Прощай!» вышла уже в 1905 году. В нее вошли две переработанных строфы из первого издания. Само стихотворение сократилось с шести строф до трех. Автор исключил из произведения строфы, в которых раскрывались такие чувства, как разочарование и горечь. В поздней версии лирический герой испытывает только грусть и тоску из-за того, что ему приходится покидать возлюбленную.

Такое изменение сюжета можно объяснить тем, что переживания, о которых говорит автор, являются слишком личными. В стихотворении лирический герой, а за него говорит сам автор, сначала рассказывает о тоске и неизгладимом следе, оставленном любовью. Но затем он признается в том, что это чувство было ложью. В стихотворении можно встретить такие самообличительные строки:
Что я себе красиво лгал
И что мечта моя — не ты!

Любви достойных долго ждешь,
А их всё нет… И создаешь
Из мяса в тряпках — нежных фей.

Читателю останется неизвестно, чем вызваны чувства, отразившиеся в столь жестоком сравнении. Возможно, автор испытывал боль от разрыва или предательства, что повлекло выпад в сторону той, что заставила страдать. По прошествии десяти лет рана затянулась, но след остался. Поэтому в новой версии стихотворения только о нем и сказано, причем теперь от него веет не разочарованием, а легкой ностальгией.

Герой обоих произведений одинаково тверд в своем решении уйти. Для усиления настроения автор использует приемы анафора и эпифора. Некоторые строфы и начинаются, и завершаются словом «Прощай!».

Интересна и композиция произведений. В первом случае имеется шесть строф-лимериков (содержат по пять строк). Каждая строфа укладывается в схему abaab. Стихотворение образует кольцо – подводя итог, автор повторяет в финале первую строфу.

Вариант стихотворения 1905 года состоит из трех строф, причем лимерика с указанной формой только два – вторая и третья строфы. Первая же представляет собой четверостишие вида abab.

Таким образом, на примере этого стихотворения читатель может увидеть эволюцию Максима Горького как поэта.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах