Как писать стихи

«Прощание» Б. Ахмадулина


«Прощание» Белла Ахмадулина

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? Ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело,
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Прощание»

По иронии судьбы одни из самых проникновенных и трогательных произведений рождаются у творческих людей от сильнейшей боли, а не от счастья. Таково и стихотворение «Прощание» Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 – 2010). Оно было написано в тяжёлый в жизни поэтессы момент – разрыв с возлюбленным, Евгением Евтушенко.

Как рассказывал в одном из интервью сам Евгений Александрович, у них с Беллой Ахатовной была очень тесная связь. Но даже самые сильные чувства могут не устоять перед испытаниями. Когда Ахмадулина сообщила возлюбленному о беременности и намерении оставить ребёнка, тот спасовал перед возможными трудностями и покинул её. Нетрудно представить, каким ударом оказался этот поступок для молодой поэтессы.

Но лучше, чем объяснения и интервью о её чувствах говорят строки «Прощания». Это стихотворение пронизано болью и горечью, от него веет безнадёжностью. С первых строк читатель ощущает, что данный момент – это конец:
А напоследок я скажу:
прощай…

Лирическая героиня, устами которой говорит автор, одновременно ставит точку в отношениях и не может поверить, что это происходит с ней. Она сомневается в своей психике, словно стоя на развилке, где обе дороги страшны:
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Прибегая к анафоре, поэтесса усиливает накал эмоций. Она дважды вопрошает того, кто разбил ей сердце:
Как ты любил? Ты пригубил

Как ты любил? Ты погубил,
Но погубил так неумело.

Героиня словно не понимает, как такое могло произойти, ведь их чувства были взаимны.

В этом отрывке мы наблюдаем аллитерацию. В словах «любил», «пригубил», погибели», постоянно повторяется звук «б», которые напоминают тяжёлое биение сердца.

Героиня смиряется с потерей. Она констатирует: «О, нет тебе прощенья». Казалось бы, теперь она может жить дальше. Действительно, внимание героини перемещается на себя самое, но о себе она говорит как о теле:
… Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Возможно, речь здесь идёт не только о том, что из-за душевных страданий поэтесса чувствует себя и физически разбитой. Известно, что после разрыва с Евтушенко Белле Ахатовне пришлось прервать беременность. И опустевшее тело – неприкрытый намёк на чрево, которое по заявлению врачей никогда не сможет выносить дитя.

Как меняется дух стихотворения к финалу. Если в первых строфах героиня говорила о себе «я скажу», я «схожу», то теперь она замечает только, как что-то происходит вокруг неё или внутри неё. Больше не «она думает», а «работу малую вершит висок». Не она не видит и не слышит, а краски жизни сами исчезают из её поля зрения.

Трагедия превратила героиню в пустую оболочку, которая обречена влачить унылое существование. К счастью, если это и касалось самой Беллы Ахатовны, то носило временный характер. Мы знаем, что поэтесса впоследствии встретила своё счастье и создала семью.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах