Как писать стихи

«Птичий двор» Н.Заболоцкий


«Птичий двор» Николай Заболоцкий

Скачет, свищет и бормочет
Многоликий птичий двор.
То могучий грянет кочет,
То индеек взвизгнет хор.
В бесшабашном этом гаме,
В писке маленьких цыплят
Гуси толстыми ногами
Землю важно шевелят.
И шатаясь с боку на бок,
Через двор наискосок,
Перепонки красных лапок
Ставят утки на песок.
Будь бы я такая птица,- —
Весь пылая, весь дрожа,
Поспешил бы в небо взвиться,
Ускользнув из-под ножа!
А они, не веря в чудо,
Вечной заняты едой,
Ждут, безумные, покуда
Распростятся с головой.
Вечный гам и вечный топот,
Вечно глупый, важный вид.
Им, как видно, жизни опыт
Ни о чём не говорит.
Их сердца послушно бьются
По желанию людей,
И в душе не отдаются
Крики вольных лебедей.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Птичий двор»

Образы птиц в поэтике Заболоцкого служат средством, помогающим автору продемонстрировать итоги глубоких философских размышлений. Пение петухов, наделенных пышным перифразом «звездочеты ночей», вызвано таинственной связью с космическим началом. Своеобразной компенсацией за трагическую гибель журавля, летевшего во главе клина, становится драгоценный дар природы, предназначенный остальной стае: свободолюбие, твердость духа и устремленность к вечным идеалам.

Название произведения 1957 г. конкретизирует черты художественного пространства и оправдывает разнообразие образов пернатых, фигурирующих в тексте. Изображение птичьего двора начинается со звуковых характеристик: свист, писк и бормотание, визг индеек и «могучий» петушиный крик. Акустические доминанты определяют семантику метафорических конструкций, использованных в эпизоде. Дружное кудахтанье индюшек уподоблено хору, в описании песни петуха использован глагол «грянет», в значении которого подчеркивается сила звука.

Акустическое сопровождение сменяется рядом визуальных образов. Гуси «важно» роются в земле, утки неспешно пересекают двор, переваливаясь «с боку на бок».

Следующий фрагмент открывается допущением, смоделированным в духе народной сказки. Оказавшись на месте пернатых персонажей, субъект речи поспешил бы покинуть сытное обиталище. Герой выбирает свободу, отвергая комфортное существование, за которым следует жестокая расплата. Поэт формирует антитезу, в которой противопоставляются устремления лирического «я» и обитателей птичьего двора. Обобщенный образ последних расширяется: он начинает ассоциироваться не с конкретными «портретами» пернатых, а с обывательским образом жизни — суетливым и бездуховным существованием.

Осуждая поведение представителей противоположного лагеря, герой перечисляет недостатки, с которыми он не может примириться: покорность судьбе, постоянная озадаченность рутинными делами, отсутствие привычки думать, извлекать выводы из жизненных ситуаций. Для обобщения наблюдений за «безумными» мещанами автор привлекает анафору «вечный». Определения «глупый» и «важный» даются через запятую, и особенности пунктуации возводят два прилагательных в ранг контекстуальных синонимов.

В финальной части лирическое повествование возвращается к образам птиц, моделируя частный вариант антитезы: домашние питомцы не реагируют на крики лебедей, трактуемые лирическим «я» как призыв к свободе.

Метки:


Все права защищены © 2018 Пиши стихи правильно.