Как писать стихи

«Раненый» К. Бальмонт


«Раненый» Константин Бальмонт

Я на смерть поражен своим сознаньем,
Я ранен в сердце разумом моим.
Я неразрывен с этим мирозданьем,
Я создал мир со всем его страданьем.
Струя огонь, я гибну сам, как дым.
И понимая всю обманность чувства,
Игру теней, рожденных в мире мной,
Я, как поэт, постигнувший искусство,
Не восхищен своею глубиной.
Я сознаю, что грех и тьма во взоре,
И топь болот, и синий небосклон,
Есть только мысль, есть призрачное море,
Я чувствую, что эта жизнь есть сон.
Но, видя в жизни знак безбрежной воли,
Создатель, я созданьем не любим.
И, весь дрожа от нестерпимой боли,
Живя у самого себя в неволе,
Я ранен на смерть разумом моим.

Анализ стихотворения Бальмонта «Раненый»

Произведение, вошедшее в сборник «Горящие здания», впервые было напечатано в журнале «Жизнь» в 1899 году под заглавием «Разрыв». Позже К. Д. Бальмонт сменит название на «Раненый», аналогично названию одного из произведений Педро Кальдерона де-ла-Барки, переводами которого Константин Дмитриевич увлекался в этот период.

Валерий Брюсов, близкий друг Бальмонта, назвал это произведение удивительным. Немудрено, что и этот поэт счел «Раненого» исключительным стихотворением. С точки зрения композиции оно представляет собой образец необычной структуры. Первая и последняя строфы состоят из пяти строк, рифму в которых можно представить в виде схемы abaab. Вторая и третья строфы рифмуются проще – abab, при этом женские окончания чередуются с мужскими.

Необыкновенно и содержание произведения. В нем поэт словно исповедуется, поверяя миру свои душевные переживания. Это происходит с Бальмонтом не впервые, но именно в цикле «Страна неволи» внутренний конфликт поэта раскрывается очень глубоко и откровенно.

Стихотворения этого раздела – «В душах есть все», «Избранный» и особенно «Раненый», повествуют о другой стороне поэтического таланта – бремени гения, его ответственности перед людьми и собой. Уже известный читателю поэт-демиург, создающий целые миры сияющих образов, оказался в ловушке: «Создатель, я созданьем не любим». Все порожденные им чувства, идеи и мысли могут обернуться жестокими химерами, пугающими и разрушающими личность.

Лирический герой стихотворения страдает от того, что мир вокруг больше не так прекрасен, как казалось прежде. Он замечает теперь только отталкивающее: «грех, и тьма во взоре, и топь болот…» При этом неясно, действительно ли окружающие поэта вещи таковы на самом деле или его затуманенный взор воспринимает их таким образом.

Герой осознает, что источником мучений является он сам – местоимения «я», «мой», «себя» встречаются в строках с поразительной частотой. Но это не типичное бальмонтовское самолюбование. Словами героя признает свой вклад в собственное плачевное состояние: «Я на смерть поражен своим сознаньем, Я ранен в сердце разумом своим».

Страна неволи — обратная сторона личности Поэта, наделенного божественным даром вдохновения. В произведении «Раненый» остро ощущается эта безысходность – стихотворение замыкается словами «Я на смерть ранен разумом своим», копирующей начальные строки. Оно словно смиренное согласие, с которым поэт принимает «горе от ума» как неотделимое от творчества состояние.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах