Как писать стихи

«Раскрылось небо голубое…» И. Бунин


«Раскрылось небо голубое…» Иван Бунин

Раскрылось небо голубое
Меж облаков в апрельский день.
В лесу все серое, сухое,
И паутиной пала тень.

Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле
И в лес пошла, блестя лиловой,
Пятнистой кожей по земле.

Сухие листья, запах пряный,
Атласный блеск березняка…
О миг счастливый, миг обманный,
Стократ блаженная тоска!

Анализ стихотворения Бунина «Раскрылось небо голубое…»

Стихотворение «Раскрылось небо голубое…» Ивана Алексеевича Бунина датировано 1901 годом. Впервые его опубликовал петербуржский журнал «Мир Божий» в сентябре того же года. Оно представляет собой милую, чуть наивную пейзажную зарисовку, пронизанную теплотой и нежностью погожего апрельского денька.

Сюжет и композиция произведения очень просты. Всего в стихотворении три четверостишия, написанных четырёхстопным ямбом. Способ рифмования перекрёстный, вида abab, где строки a имеют женские окончания, а строки b – мужские.

Автор предстаёт в роли рассказчика, который описывает картины весеннего леса, и одновременно сам присутствует в стихотворении. В последней строфе он выражает собственные ощущения, которые рождаются в нём под влиянием природной красоты. Для этого поэт использует эмоциональные восклицания, которые точно передают изменчивость весеннего тепла:
О миг счастливый, миг обманный,
Стократ блаженная тоска!

Для усиления восторга автор использует рефрен, начинающийся со слова «миг», но меняет эпитет в выражениях. Этим подчёркивается непостоянство природы, указывается, что счастье легко может смениться грустью. Отсюда и алогизм «блаженная тоска», который указывает на предчувствие смены погоды и настроения.

Но пока в весеннем лесу царит необыкновенное тепло. С помощью живописного эпитета «небо голубое» поэт показывает, какими яркими красками наделяет весна всё, чего касается. Однако не всё ещё попало под её чары:
В лесу всё серое, сухое,
И паутиной пала тень.

В этом отрывке мы можем заметить использование аллитерации. Повторяющийся звук «с» в словах «лесу», «серое», «сухое», «всё» передает скрипы, хруст и шелест ещё голых веток, прошлогодней пожухлой травы. Атмосфера отступающей перед жизнерадостной весной тишины подкрепляется дублированием согласной «п» в словах «паутиной», «пала».

Автор часто прибегает к аллитерации, чтобы сделать картину пробуждающейся лесной природы более живой. Во втором четверостишии, где говорится о змее, поэт использует слова с повторяющимися шипящими – «шурша», «зашевелилася», «пошла». Это заставляет читателя буквально услышать, как грациозное змеиное тело движется среди сухих листков.

Интересно, как вспыхивают краски там, где уже проснулась жизнь. Как в случае с тронутым цветом небом, новым ярким пятном становится змея. Поэт наделяет её сверкающей «лиловой пятнистой кожей», показывая, как животное выделяется на фоне серого леса.

Это стихотворение производит приятное впечатление. Оно нежное по колориту и звучанию, хотя от произведения о наступлении весны обычно ожидаешь буйства звуков и красок. По своему спокойному настроению оно близко пушкинскому «Осень», хотя описывает совершенно противоположное время года.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах