Как писать стихи

«Рассудок и любовь» А. Пушкин


«Рассудок и любовь» Александр Пушкин

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
«Постой, — кричал, — прелестная! постой,
Скажи: «Люблю» — и бегать за тобой
Не стану я — клянуся в том Кипридой!»
«Молчи, молчи!» — Рассудок говорил,
А плут Эрот: «Скажи: «ты сердцу мил!»

«Ты сердцу мил!» — пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
«Беги, беги!» — Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: «Останься!» — говорил.

Осталася — и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
«Взгляни, — сказал, — с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!»
«Беги! беги!» — Рассудок повторил,
«Учись от них!» — Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала…
«Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал.
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Анализ стихотворения Пушкина «Рассудок и любовь»

Античные мотивы у Пушкина появляются рано и проходят через все творчество. Искусство древних греков и древних римлян привлекало поэта гуманистическими идеалами, гармоническим единством содержания и формы. Примеры анталогической лирики встречаются уже среди лицейских стихотворений. В числе подобных произведений – «Рассудок и любовь». Оно представляет собой пастораль. Жанр этот восходит к античной буколике. Его главная особенность – прославление простой жизни на природе. Часто персонажами пасторалей в музыке, литературе, живописи становились пастухи и пастушки. В России жанр получил широкое распространение в восемнадцатом столетии. Увлекались им сентименталисты и их предшественники. Среди наиболее популярных авторов – Карамзин, Сумароков, Богданович. В пасторали нашла отражение тоска по идеальному прошлому, временам, когда человек умел гармонично сосуществовать с природой.

Стихотворение «Рассудок и любовь» написано в 1814 году. Соответственно, относится оно к ранней интимной лирике Пушкина. Образ героини произведения – абстрактно-отвлеченный. Ей дано древнегреческое имя Дорида. Ни о какой психологической точности в описании характеров персонажей здесь и речи не идет. Впрочем, это и не нужно. Пушкин дает читателям зарисовку из античных времен, рассказывает занимательную историю, в которой любовь одержала победу над разумом. Молодые люди – Дафнис и Дорида – испытывают радость первого чувства. Вот только девушка не может принять решение – открыться или нет. На помощь ей приходит Эрот – божество любви в древнегреческой мифологии, олицетворение любовного влечения. Пушкин представляет его озорным плутом, способствующим соединению двух сердец. Пейзаж в стихотворении носит условно-декоративный характер. Фактически упоминается только одна деталь – «тень лип густых». Все остальное отдано на откуп читательскому воображению, которое само должно нарисовать и зеленые поля, и журчащие ручейки, и бурные ключи со свежей водой, и прочие подобные детали, характерные для жанра пасторали. В стихотворении употреблено множество риторических восклицаний. Большая часть из них принадлежит Дафнису, что позволяет передать горячность и повышенную эмоциональность влюбленного молодого человека.

Было бы странно искать реально существовавшую девушку, которая могла бы претендовать на роль адресата рассматриваемого текста. «Рассудок и любовь» — это обаятельное подражание древним авторам, талантливо написанное и, скорей всего, никаких отсылок к биографии Пушкина не имеющее.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах