Как писать стихи

«Рассвет» А. Блок


«Рассвет» Александр Блок

Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.

Казалось, женщина вставала,
Молилась, отходя во храм,
И розовой рукой бросала
Зерно послушным голубям.

Они белели где-то выше,
Белея, вытянулись в нить
И скоро пасмурные крыши
Крылами стали золотить.

Над позолотой их заемной,
Высоко стоя на окне,
Я вдруг увидел шар огромный,
Плывущий в красной тишине.

Анализ стихотворения Блока «Рассвет»

Произведение 1903 г. вошло в число юношеских творений, которые были отредактированы автором в 1919 г. и напечатаны отдельной книгой «За гранью прошлых дней».

В зачине стихотворения обозначены движения лирического субъекта, своей неторопливостью и величавостью напоминающие молитвенный ритуал. Серьезность момента обусловлена событием, которое с восхищением встречает герой-романтик, — восходом солнца. Сначала он слышит «торжественные звуки», и лишь потом видит «багрянцем» одетое небо.

Центральную часть произведения занимает развернутое сравнение. Колористические и световые метаморфозы рождают в сознании героя динамическую зарисовку: женщина, направляющаяся в храм, кормит «послушных» голубей. Имеют важное значение детали, задействованные в опоэтизированной сцене — цветовой акцент «розовый» и колористические коннотации золотисто-желтого, присущие лексеме «зерно».

Образ голубей, «позаимствованный» из сравнения, плавно перетекает в пейзажную зарисовку. Герою важен цвет оперения птиц — белый. Именно такой оттенок появляется на небе, постепенно трансформируясь, вытягиваясь в «нить». Светлеющая высь наступает на «пасмурные крыши». Появляется следующая колористическая доминанта — «золотить», в контексте которой последний раз актуализируется деталь, связанная с образом голубей, — лексема «крылами».

Лирический герой отмечает преображение земного мира, которое вызвано влиянием небесных сил. Крыши домов кажутся необычно нарядными, позолоченными.

В финале еще раз обозначается позиция героя: он возвышается в высоком окне. Завершает картину рассвета великолепное явление солнца, метафорически уподобленного «шару огромному», который медленно движется в «красной тишине». Финальная катахреза, один из излюбленных приемов Блока, подчеркивает величественное звучание торжественного момента.

В художественном пространстве «Рассвета» опоэтизированное изображение начала дня сочетается с философско-мистическим планом. Последний организован под влиянием мировоззренческих установок Вл. Соловьева, оказавших сильное воздействие на раннюю блоковскую лирику. Приветствуя восходящее солнце, герой слагает восторженный гимн небесной возлюбленной, которая высвободилась из ночного плена. Ожидание долгожданной встречи придает стихотворному тексту «Рассвета» позитивные интонации и гармоничный колорит.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах