Как писать стихи

«Разгулялась вьюга» С. Есенин


«Разгулялась вьюга» Сергей Есенин

Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.

А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.

А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.

Анализ стихотворения Есенина «Разгулялась вьюга»

Произведение, включенное в современные школьные учебники, увидело свет на страницах детских журналов. Исследователи указывают разные даты выхода периодических изданий: 1914 или 1918 г. До конца не решен вопрос авторства. Стихотворение было подписано псевдонимом «Сергей Молот», и некоторые литературоведы склоняются к мнению, что под вымышленной фамилией скрывался другой поэт, Платон Стежкин.

Первая строчка зачина ясно определяет основную тему произведения. Лирический герой описывает картину зимней непогоды, которую наблюдает из окна. Внимание субъекта речи привлекает сильный ветер: под натиском снежных вихрей «до земли» сгибаются деревья и скрипят ставни. Все природные образы начального катрена олицетворены. Начав с бытовой формулы «разгулялась непогода», где художественный прием существует в стертой форме, автор наделяет оконные затворы способностью испытывать страх перед порывами ветра.

Центральный образ второго четверостишия — снежинки. Сначала они уподобляются мотылькам. Работая над тропом, поэт опирается на особенности поведения насекомых. Траектория движения белых хлопьев напоминает танец мотыльков у ночной лампы: кристаллы льда под воздействием ветра тоже кружатся и бьются в стекло. Превратившись в капли воды, снежинки получают новое наименование — «слезинки». В этом случае важным оказывается свойство текучести, выраженное глаголом «литься».

В третьем катрене лирическое «я» возвращается к образу ветра. Если в зачине читателю были представлены лишь следствия «работы» вьюги, то в этом фрагменте ветер становится центральным элементом художественного пространства. Он тоже персонифицируется, сначала получая свойство жаловаться, а затем — сердиться, бушевать «люто». Истинные причины гнева природы непонятны человеку: последний сталкивается лишь с результатом — разгулом стихии, но о скрытых мотивах, приведших к нему, может только догадываться. Ощущение отчужденности субъекта речи от внешнего процесса передано при помощи неопределенных местоимений.

Мотивный комплекс финального эпизода повторяет содержание второго катрена. Прибегая к рефрену, автор акцентирует внимание на продолжительности погодного явления, оставляя его окончание за рамками лирического сюжета.

Тема зимней непогоды объединяет анализируемый текст с произведением «Поет зима — аукает…», однако образное наполнение последнего представляется более разнообразным и многогранным.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах