Как писать стихи

«Северное море» И. Бунин


«Северное море» Иван Бунин

Холодный ветер, резкий и упорный,
Кидает нас, и тяжело грести;
Но не могу я взоров отвести
От бурных волн, от их пучины черной.

Они кипят, бушуют и гудят,
В ухабах их, меж зыбкими горами,
Качают чайки острыми крылами
И с воплями над бездною скользят.

И ветер вторит диким завываньем
Их жалобным, но радостным стенаньям,
Потяжелее выбирает вал,
Напрягши грудь, на нем взметает пену
И бьет его о каменную стену
Прибрежных мрачных скал.

Анализ стихотворения Бунина «Северное море»

С детства сроднившийся с картинами типичного среднерусского ландшафта, поэт впервые увидел море в 19-летнем возрасте, когда совершал первую поездку в Крым. Молодого автора поразила необъятная мощь водной стихии, оставляющая в душе внимательного созерцателя отблеск «красоты и правды неземной». С тех пор морская тема — одна из излюбленных в творчестве Бунина.

«Северное море» создано в 1897 г., на завершающем этапе становления самостоятельной художественной манеры. Формально произведение относится к жанру сонета: за двумя катренами следует пара терцетов. Однако содержание стихотворения не укладывается в строгие поэтические каноны, да и в «сонетном замке» читатель не находит ни ясной сюжетной развязки, ни поучительного философского вывода. Лирическую фабулу составляет пейзажная зарисовка: автор изображает бушующее море, величественное и страшное.

Ветер, который получает сразу три характеристики — «холодный», «упорный» и «резкий», становится первым акцентом в симфонии бури. Затем определяется позиция лирического «мы»: моряки-гребцы пытаются спастись от разбушевавшейся стихии. От общей группы отделяется лирический герой. Его гипнотизирует картина морского шторма.

Изображая волны, автор выделяет их силу и динамичность, концентрируя три однородных сказуемых в рамках одной стихотворной строки. Волны сравниваются с горами: этот художественный прием организован по признаку высоты двух природных объектов. Для характеристики толщи воды используется знаковый колоризм «черный», в котором актуализируется обширный спектр негативных коннотаций.

Зловещая картина нарастающего шторма завершается при помощи олицетворений: ветер «вторит», «выбирает», и особенно — дует «напрягши грудь». Поведение ветра и чаек напоминает реакцию разумных существ, совместно участвующих в ужасном акте мести. Образ скалистой «каменной стены», появляющийся в финале произведения, выглядит как недоброе предзнаменование.

«Северное море» сходно по тематике и настроению со стихотворением «В окошко из темной каюты», написанным годом ранее. Его мрачный колорит складывается из других слагаемых. Пароход, который кажется безопасным прибежищем, получает наименование «полуночный гроб». Драматичность ситуации усиливается контрастом «кипящего потопа» волн и спокойствия звездного неба, безразличного к земным тревогам.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах