Как писать стихи

«Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…» И. Бунин


«Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…» Иван Бунин

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клен над облетевшею листвой,
На пустоте лазоревой и чистой,
Уже весь голый, легкий и ветвистый…
О, мука мук! Что надо мне, ему,
Щеглам, листве? И разве я пойму,
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
И темный смысл, которым полон он,
Вместить в созвучия и звуки?
Я должен взять — и, разгадав, отдать,
Мне кто-то должен сострадать,
Что пригревает солнце низким светом
Меня в саду, просторном и раздетом.
Что озаряет желтая листва
Ветвистый клен, что я едва-едва,
Бродя в восторге по саду пустому,
Мою тоску даю понять другому…
— Беру большой зубчатый лист с тугим
Пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради
Останется хоть память вместе с ним
Об этом светлом вертограде
С травой, хрустящей белым серебром,
О пустоте, сияющей над кленом
Безжизненно-лазоревым шатром,
И о щеглах с хрустально-мертвым звоном!

Анализ стихотворения Бунина «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…»

Перед читателем одно из стихотворений, благодаря которым Иван Алексеевич Бунин снискал славу виртуозного художника. С помощью живых насыщенных образов поэту удается не только передать красоту пейзажа, но и затронуть чувства читателя, разделить с ним свои переживания и мысли.

Стихотворение «Щеглы, их звон стеклянный, неживой…» вышло в парижском журнале «Современные записки» в 1924 году. Написано оно было раньше – третьего октября 1917 года. Это произведение очень точно передает всю гамму чувств, наполняющих автора, да и любого другого человека, который в это необыкновенное осеннее время окажется один на один с изменяющейся на глазах природой.

Язык стихотворения прост, изредка встречаются устаревающие выражения («О мука мук!») и эпитеты («лазоревый»). Хотя так уже не говорят, но каждому ясны эти образы. Это произведение очень живописно. С первых слов оно словно погружает читателя в атмосферу угасающего осеннего сада. Строки содержат множество эпитетов, которые рисуют в воображении цельную картину: «звон стеклянный», «клен голый, легкий», «в саду, просторном и раздетом». Когда автор говорит: «Беру большой зубчатый лист с тугим пурпурным стеблем», читателю легко представить или вспомнить, как он сам, прогуливаясь по осеннему парку, поднимал с земли опавшие листья и любовался их ярким цветом.

Благодаря запоминающимся метафорам («на пустоте лазоревой и чистой», «с травой, хрустящей белым серебром», «о щеглах с хрустально-мертвым звоном») стихотворение обретает не только краски, но и звуки и даже запахи. Автор называет пение птиц неживым звоном, что подчеркивает общую атмосферу угасания, медленной, но прекрасной смерти природы.

Эта болезненная красота служит превосходным фоном для размышлений автора. Действительно, центральная тема произведения – это не затухающие краски осени, а то, какое воздействие они оказывают на поэта. В качестве лирического героя выступает сам автор, который рассуждает о предназначении и ноше поэта. Он восклицает и вопрошает («Что надо мне, ему, щеглам, листве?», «Зачем я должен радость этой муки, … вместить в созвучия и звуки?») в попытке понять, что же заставляет его так остро чувствовать и делиться каждым мгновением ускользающей красоты с другими. Но этим риторическим вопросам суждено остаться без ответа. Похожие на сухие листья, хранящиеся меж тетрадных листов, они будут вечно звучать в сознании поэта, напоминая о его судьбе и высокой миссии.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах