Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Шумели листья, облетая…» И. Бунин

* * *

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, – беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать –
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

1901 г.

Анализ стихотворения Бунина «Шумели листья, облетая…»

В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума – характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный «симптом» в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до «осеннего воя», «смятенья», а кружение листвы – до «пляски жуткой». Последние два примера демонстрируют приемы оживления пейзажа, наделения его человеческими чертами – чувствами, способностью двигаться. Эти свойства находятся в поле отрицательных коннотаций.

«Серые птички», которые кружатся в унисон ветру, безвольны и подобны падающим листьям. Они подчиняются силе мощного вихря и участвуют в общем танце, головокружительном и безумном.

Вторая и третья строфы посвящены воспоминаниям лирического героя о детских годах. Резвый и жизнерадостный мальчик впечатлен зрелищем стремительного листопада, но не понимает тайного языка природы. Настроение ребенка характеризуется группой лексики со значением беззаботного, безудержного веселья: «беспечная шутка», «весело вдвойне», «восторг». Противоречие между поведением ребенка и драматизмом пейзажной зарисовки понятно лирическому герою-взрослому. С годами он постигает скрытый смысл природных явлений. Герой приходит к осознанию неуместности, неэтичности детского ликования и доносит эту мысль до читателя при помощи составного эпитета «радостно-безумный».

Желтый оттенок листьев обозначен определением «медный» – это единственное яркое пятно во всем поэтическом тексте. Автор дает сдержанную, даже скупую характеристику осеннему наряду леса. Относительное прилагательное «медный», задействованное в функции качественного, употребляется вместо вариантов «золотой» и «янтарный», которые соседствуют с чистыми оттенками синего в спокойных и гармоничных пейзажных зарисовках.

В этот же период написано стихотворение «Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья», где в контексте описания осенней природы возникает мотив страдания. Здесь образы деревьев наделяются человеческим разумом и даром речи. Они жалуются на холод и мучения, пришедшие с осенними бурями. Терзания и тоска расцениваются как «роковая расплата» за весеннее счастье. Ветер, также обладающий способностями думать и говорить, злорадствует и сулит страдальцам «муку великих потерь» на пути к вечности.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах