Как писать стихи

«Слава» К. Симонов


«Слава» Константин Симонов

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Анализ стихотворения Симонова «Слава»

Константин Михайлович Симонов (1915–1979) во время Великой Отечественной войны служил корреспондентом. Это сейчас военный репортёр может не присутствовать на поле боя, а передавать вести с безопасного расстояния благодаря современной технике. Тогда же журналисту приходилось делить все тяготы военной жизни вместе с простыми солдатами.

Константин Михайлович помимо своей непосредственной работы осуществлял ещё одну очень важную задачу. Он был не просто тем человеком, который передаёт фронтовикам сообщения из тыла, а тем, кто проводил своих близких на войну, утешит хорошими новостями. Он был известным поэтом, а значит, своеобразным светочем, согревающим сердца людей. Своими стихами он воспламенял души солдат, зажигал в них надежду, примирял с потерями и смертью.

Именно такую цель примирения имело и стихотворение «Слава». Правда, речь в нём идёт не о тех лаврах, о которых грезят юные удальцы, мнящие, что война – это нечто гордое и блистательное. В этом произведении поэт словно срывает с неё сверкающий покров, демонстрируя, что слава эта – суровый дар смерти.

Первые строки стихотворения рисуют в воображении читателя безрадостную картину. Мы видим застывшую чёрную землю:
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Мы можем слышать, как мелкие снежные хлопья покрывают собой пространства благодаря аллитерациям – повторяющимся шипящим звукам: «шинель», «лежит», «уж», «запорошилась».

Ещё до того, как мы приступаем к следующей строфе, мы понимаем, что этот персонаж уже умер. Можно представить, что в свою последнюю минуту он выхватил гранату, чтобы бросить её в гущу неприятеля, но беспощадная пуля сразила его за секунду до броска. А может, он всё же успел швырнуть снаряд и, подкошенный вражеским выстрелом, погиб с чувством выполненного долга. В любом случае, этот человек – герой! Неважно, что его имя никому неизвестно. Неважно, что сейчас он лежит на холодной земле. Он прославил себя уже тем, что выступил на защиту Родины. Поэтому поэт говорит о тех, кто следует тем же путём, что их окрыляет слава мёртвых.

Эта слава – страшная. Фронтовая дорога – это путь, на одном конце которого победа, а на другом – смерть. Причём тогда, в 1942 году, когда было написано это стихотворение, второй исход был куда более вероятен. Но люди вставали один за другим и шли в бой.

Поэт постоянно противопоставляет смерть и жизнь в строках:
В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Представляется, однако, что по-настоящему над героями войны смерть была не властна. Пусть многие из них остались безымянными для истории, но они живы в воспоминаниях сослуживцев и воспеты в стихах Константина Михайловича. Благодаря этому их подвиг ярко сияет в нашей памяти.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах