Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Некрасов

«Славная осень» Н. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

1864 г.

Анализ стихотворения Некрасова «Славная осень»

Композиционная целостность пейзажной зарисовки, начинающей знаменитую «Железную дорогу» 1864 г., позволяет выделить поэтический фрагмент в качестве самостоятельного произведения. Его основная тема – разноцветная красота «ясных, тихих» осенних дней, благотворно влияющая на самочувствие. По оптимистичному настрою и чувству бодрости тональность некрасовского творения сближается с ощущениями пушкинского героя, который приветствовал приход «русского холода» – освежающего, омолаживающего, возвращающего вкус к жизни.

Автор наделяет образ осени оценочным эпитетом «славная». Последний не только отображает восхищение, но и подчеркивает приподнятое энергичное настроение лирического субъекта. Поясняя одобрительное восклицание, открывающее текст, герой говорит о целебной силе свежего воздуха. Здесь же употребляется необычное для поэтического слога просторечие «ядреный». Сочетание «свежего» слова с лексемами «здоровый» и «бодрит» создает концентрацию звуков «р» и «о». Средства звукописи поддерживают впечатление живительного воздействия осенней погоды.

Для характеристики природных объектов поэт прибегает к оригинальным сравнениям: тонкий лед похож на «тающий сахар», пышный слой опавших листьев – на ковер или постель. Перечисленные примеры можно рассматривать как единую комбинацию, объединенную семантикой домашнего комфорта. Чистота и свежесть спокойной приветливой природы сродни уюту человеческого жилища.

Анафора, начинающая третий катрен, продолжается фразой о холодных ночах и погожих днях. Она сходна по значению с замечанием об освежающем действии воздуха, размещенным в зачине. Прием, фактически расширяющий границы лексической анафоры, постепенно подводит читателя к философскому обобщению. Лирический субъект видит гармонию даже в самых прозаичных деталях: кочках, болотах, пнях. Интересно, что положительные эмоции передаются через отрицание, указывающее на отсутствие «безобразья» в картинах родного пейзажа.

Финальный эпизод конкретизирует особенности позиции наблюдателя. Оказывается, он задумчиво созерцает виды природы из окна поезда. Длительным путешествием по «рельсам чугунным» объясняется и смена времени суток: от дневного света, позволяющего увидеть желтизну листьев, к «сиянию лунному», мерцание которого придает таинственную красоту обычным холмам да болотам. Мотив стремительного движения, обозначенный глаголом «лечу», предваряет главную тему «Железной дороги».



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах