Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин

«Слово милой» А. Пушкин

Я Лилу слушал у клавира;
Она приятнее поет,
Чем соловей близ тихих вод
Или полунощная лира.
Упали слезы из очей,
И я сказал певице милой:
«Прелестен голос твой унылый,
Но слово милыя моей
Прелестней томных песен Лилы».

1816 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Слово милой»

Элегические мотивы определяют общее звучание лицейского творения Пушкина, появившегося в 1816 г. По мнению исследователей, прототипами двух женских образов являются Мария Смит и Екатерина Бакунина. Первая из дам, привлекательная и остроумная особа, вдохновила юного автора на создание образа талантливой певицы. Вторая, молоденькая барышня и сестра школьного товарища, была воплощена в идеальном образе милой, разлуку с которой тяжело переживает печальный герой.

В зачине субъект речи сообщает о внешних обстоятельствах лирической ситуации: он входит в число слушателей, очарованных прекрасным пением героини, названной условным именем Лилы. Впечатлениям от услышанного посвящены три строки, при этом имеют хождение два авторских варианта. Ранняя редакция отличается подчеркнуто простой, безыскусной стилистикой. Чтобы передать очарование голоса милой исполнительницы, поэт сравнивает его с трелями соловья и звучанием лиры, в итоге отдавая предпочтение песне. В более поздней вариации автор характеризует «глас» парой эпитетов, а также сообщает об эффекте, порожденном услышанным: лирическое «мы» охватывает нежная, чарующая грусть. Цепочку определений заключает сравнение прозвучавшей мелодии с приятным дуновением ночного ветра.

Проникновенное исполнение вызвало глубокий душевный отклик, о чем свидетельствует лаконичное замечание о внешней реакции благодарного зрителя – слезах, невольно выступивших на глазах.

Стихотворение завершается обращением к одаренной певице, выраженным прямой речью. В этом фрагменте также имеются разночтения: «унылый», меланхоличный голос в одном случае назван краткой формой прилагательного «прелестный», в другом – «волшебный». Разнятся и сравнительные формы вышеуказанных лексем, употребленных в заключительной строке произведения. Наконец, для определения особенностей репертуара Лилы избираются определения «томные» и «нежные». В обоих вариантах перед читателем предстает образ обольстительной и страстной женщины, своеобразной сирены, очаровывающей своим пением неосторожных путешественников.

Однако волшебная сила голоса Лилы оказывается несостоятельной: она не может противостоять слову избранницы героя, который хранит верность истинной возлюбленной. Антитеза, выраженная при помощи образов прекрасных дам, получает однозначное разрешение в концовке текста.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийКороткие стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах