«Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» А. Толстой

«Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Алексей Толстой

Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо,
Над озером туман тянулся полосой,
И кроткий образ твой, знакомый и любимый,
В вечерний тихий час носился предо мной.

Улыбка та ж была, которую люблю я,
И мягкая коса, как прежде, расплелась,
И очи грустные, по-прежнему тоскуя,
Глядели на меня в вечерний тихий час.

Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…»

Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении «С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…» герою, погруженному в «тревожный полусон», видится «тихий кроткий лик» возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена духовным светом. Романтическую природу благородных отношений подчеркивают обращение «сестра моей души» и самохарактеристика «брат».

В художественном тексте 1856 г. видению лирического «я» предшествует небольшая пейзажная зарисовка. Постепенно тускнеющий свет знойного летнего дня сменяется сумерками и туманом. Моделируя художественное пространство, поэт стремится наделить его признаками тишины и недостаточной освещенности. Статичная, неясная, затянутая мглой картина соответствует особому состоянию души, побуждающему к обращению в прошлое.

В таинственном тумане проступает женский образ. Его черты выгодно отличаются от дымчатых контуров окружающего: они четки, определенны, узнаваемы. Характеризуя долгожданное видение, поэт не скупится на эпитеты. Три определения, сконцентрированные в рамках одной строки, указывают на особенности позиции лирического адресата. Возвышенная любовь, доведенная до благоговейного трепета, — таково отношение героя к избраннице.

Содержание второго катрена посвящено изображению портрета возлюбленной. Тяготея к индивидуализации лирического переживания, в этом фрагменте автор отступает от элегических канонов. Знакомая улыбка, расплетенная «мягкая коса» и «очи грустные» — визуальные доминанты зарисовки. Оригинальное сочетание деталей внешности указывает на противоречия, таящиеся в глубине души героини: печаль с ее лица не могут прогнать даже радостные эмоции.

Изобилие повторов — отличительная черта стилистики финального эпизода. Анафоры «как прежде», «по-прежнему» призваны подчеркнуть ретроспективность взгляда героя. Этим свойством объясняется статичность воображаемого образа: внешний облик избранницы, каким он запомнился лирическому «я», аналогичен изображению на живописном полотне или фотографии.

Рефрен, звучащий в концовке, напоминает читателю об особых характеристиках художественного пространства, которые располагают к мысленному воспроизведению деталей прошлого. Они получают авторскую формулировку «вечерний тихий час».

Смотри больше:


Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева