Как писать стихи

«Смерть (Нежной, бледной, в пепельной одежде…)» Н. Гумилев


«Смерть» Николай Гумилев

Нежной, бледной, в пепельной одежде
Ты явилась с ласкою очей.
Не такой тебя встречал я прежде
В трубном вое, в лязганьи мечей.

Ты казалась золотисто-пьяной,
Обнажив сверкающую грудь.
Ты среди кровавого тумана
К небесам прорезывала путь.

Как у вечно-жаждущей Астреи,
Взоры были дивно глубоки,
И неслась по жилам кровь быстрее,
И крепчали мускулы руки.

Но тебя, хоть ты теперь иная,
Я мечтою прежней узнаю.
Ты меня манила песней рая,
И с тобой мы встретимся в раю.

Анализ стихотворения Гумилева «Смерть»

Танатологические мотивы характерны для гумилевской поэтики, однако на протяжении творческого пути трактовка вечной темы претерпевала изменения. В ранней лирике смерть принимает конкретные, хотя и разнообразные облики, и зачастую соотносится с религиозными темами.

В стихотворении 1905 г. смерть предстает в двух образах, один из которых относится к прошлому, а другой — к настоящему. Описание первого лика зловещего персонажа занимает основную часть художественного текста. Изображение начинается с фоновой зарисовки, которую организуют звуковые и визуальные детали: «трубный вой», «лязганье мечей» и «кровавый туман». Среди картины жестокого сражения возникает портрет экзальтированной смерти-воительницы. Он подобен облику древнегреческой богини, и эта ассоциация подкрепляется сравнением персонажа с Астреей, дочерью Зевса. Ее ослепительная зовущая красота, сочетающаяся с мощной неженской силой, завораживает лирического субъекта, разгоняя горячую кровь, придавая мужество, закаляя в бою. Ситуация сближается с обрядом инициации: дикий напор воительницы находит отклик в душе юноши, преображая его в истинного рыцаря, способного найти упоение в кровавом сражении.

Второй лик грозной героини — прямая противоположность женщине-воину. «Иная» смерть предстает в образе меланхоличной романтической девы — «нежной», с ласковым взглядом. Поэт выстраивает антитезу подобно художнику, задействуя в противопоставлении лексику с коннотациями блеска и пастельных тонов. В случае с первой вариацией персонажа используются определения «золотисто-пьяная» и «сверкающая», со второй — «бледная», облаченная в скромное «пепельное» одеяние.

Два противоположных лика смерти объединяет одно качество: они привлекают героя, «манят», призывая в рай. Лирический субъект, возмужавший отважный воин, не страшится будущей встречи. Тому есть две причины. Герой избавлен от страхов, присущих приземленному обывателю. Конец жизни, вписанный в неизбежный «райский» контекст, выглядит продолжением, а не завершением существования души.

Портрет нежной девы-смерти из одноименного стихотворения фактически повторяется в художественном пространстве «Ягуара», который появился двумя годами позже анализируемого. «Белая невеста», чей гипнотизирующий взгляд исполнен тихой любви, сравнивается с грациозной ланью и величественной королевой.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах