Как писать стихи

pishi-stihi.ru
Счетчики

«Сознанье, как шестой урок…» И.Бродский

«Сознанье, как шестой урок…» Иосиф Бродский

Сознанье, как шестой урок,
выводит из казенных стен
ребенка на ночной порог.
Он тащится во тьму затем,
чтоб, тучам показав перстом
на тонущий в снегу погост,
себя здесь осенить крестом
у церкви в человечий рост.
Скопленье мертвецов и птиц.
Но жизни остается миг
в пространстве между двух десниц
и в стороны от них. От них.
Однако же, стремясь вперед,
так тяжек напряженный взор,
так сердце сдавлено, что рот
не пробует вдохнуть простор.
И только за спиною сад
покинуть неизвестный край
зовет его, как путь назад,
знакомый, как собачий лай.
Да в тучах из холодных дыр
луна старается блеснуть,
чтоб подсказать, что в новый мир
забор указывает путь.

Анализ стихотворения Бродского «Сознанье, как шестой урок…»

Точное время написания стихотворения «Сознанье, как шестой урок…» до сих пор остается неизвестным. Общепринятая литературоведами датировка его весьма расплывчата — шестидесятые годы двадцатого столетия. Исходя из нее, произведение можно причислить к ранней лирике Бродского. Удивительно, поэту, создавшему столь глубокое и многогранное стихотворение, было немногим больше двадцати лет! Некоторые считают, что «Сознанье, как шестой урок…» — одна из первых заявок Иосифа Александровича на гениальность и место в веках. Любая трактовка этого произведения, даже подкрепленная сотней доказательств, не должна быть признана единственно верной. Анализ стихотворения может быть сделан только в виде перечисления хотя бы малой части версий.

Люди религиозные склонны видеть в нем впечатления Бродского, полученные после прочтения и осмысления главной христианской книги — Библии. Якобы поэт нашел в ней ответы на все вопросы и таким образом воплотил их в лирике. При этом шестой урок иногда сопоставляется с шестой заповедью (в соответствии с Синодальным переводом): «Не убивай». В поддержку этого варианта приводится ряд аргументов. Во-первых, использование религиозной лексики: «погост», «крест», «церковь». Во-вторых, жизнь в стихотворении названа пространством «между двух десниц и в стороны от них». Десницы в данном случае трактуются как руки Господа.

Есть мнение, что «Сознанье, как шестой урок…» — размышление о прозрении. Сознание возвысилось над земным, объяснимым, реально существующим. Оно перешло в другие сферы, обрело шестое чувство, начало познавать мир интуитивно. «Вывод из казенных стен» — освобождение от штампов, общепринятых мнений, давно существующих правил и законов. В таком контексте неслучайным становится использование образа ребенка, нередко встречающегося в поэзии Бродского. В рассматриваемом стихотворении он выступает в роли носителя неокультуренного сознания, дающего близость к небытию. Его взгляд стремится вперед, луна подсказывает путь в новый мир. Что ждет ребенка за забором? Возможно, жизнь, полная открытий, изучения неизведанного, неожиданных прозрений.

Каждое произведение Иосифа Александровича — бескрайний космос, который никогда не будет исследован полностью. Да, лирике его посвящено множество трудов, но, кажется, даже на половину вопросов в настоящее время не дано ответов.


Метки:



Пиши стихи > Анализ стихотворений > «Сознанье, как шестой урок…» И.Бродский
Pishi-stihi.ru
сегодня поговорим о стихах







Все права защищены © 2017 Пиши стихи правильно.