Как писать стихи

«Старая шарманка» И. Анненский


«Старая шарманка» Иннокентий Анненский

Небо нас совсем свело с ума:
То огнем, то снегом нас слепило,
И, ощерясь, зверем отступила
За апрель упрямая зима.

Чуть на миг сомлеет в забытьи —
Уж опять на брови шлем надвинут,
И под наст ушедшие ручьи,
Не допев, умолкнут и застынут.

Но забыто прошлое давно,
Шумен сад, а камень бел и гулок,
И глядит раскрытое окно,
Как трава одела закоулок.

Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Все никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая.

И никак, цепляясь, не поймет
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растет
На шипах от муки поворота.

Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?..

Анализ стихотворения Анненского «Старая шарманка»

Стихотворение «Старая шарманка» Иннокентия Федоровича Анненского входит в цикл «Трилистник сентиментальный» сборника «Кипарисовый ларец». Впервые оно было опубликовано в журнале «Перевал» в 1907 году. В центре внимания автора конфликт между неприютным окружающим и внутренним миром лирического героя. Однако оформлено это так, что при поверхностном прочтении не сразу становится ясно, о чем идет речь.

Для того, чтобы живо изобразить душевную дисгармонию, автор использует иносказания и олицетворения. Различные чувства лирического героя произведения обретают форму реальных предметов. Вот, например, буйная бурная молодость предстает как бесконечная борьба стихий в смене времен года:
Небо нас совсем свело с ума:
То огнём, то снегом нас слепило…

Думается, что детально описывая с помощью многочисленных метафор разные явления природы, автор имеет в виду конкретные психологические проявления и эмоции.

В этих строках:
Чуть на миг сомлеет в забытьи –
Уж опять на брови шлем надвинут…
чувствуется намек на вспыльчивость и горячность юношеского характера, из-за которого молодые люди часто впадают из одной крайности в другую.

Поэт делит произведение на две части: только два четверостишия посвящены юношеским переживаниям. С третьей строфы действие идет на спад.

«Шумен сад, а камень бел и гулок…» Под этими образами угадывается утихшая любовь: вокруг шумит и кипит жизнь, а сердце-камень остыло и гудит ровно. Отныне душа лирического героя не мечется больше, а постепенно черствеет и слабеет. Если в начале стихотворения звучало пение ручьев, то теперь голос души напоминает разбитый музыкальный инструмент.

Так автор знакомит читателя с шарманкой. Именно с ней ассоциируется личность лирического героя, вступившего уже в зрелую пору. Под валом, который «цепляясь, не поймет», подразумевается разум человека. Поэт размышляет над самыми важными философскими вопросами – над смыслом жизни, необходимостью эмоций, любви и страданий. В финале произведения поэт приходит к выводу, «что ни к чему работа».

Таким образом, предопределено, по мнению поэта, только то, что все люди испытывают чувства. Они заставляют людей гореть и страдать, но жизнь все равно стоит этих мучений. Что мелодия жизни все равно прекрасна, поэтому старая шарманка, несмотря на обиды, продолжит играть.

Поразительно, как с помощью таких отвлеченных образов, как картины природы и изображения обычных предметов, Анненскому удается отразить всю полноту человеческих эмоций и размышлять на такие серьезные темы.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах