Как писать стихи

«Стою печален на кладбище…» А. Пушкин


«Стою печален на кладбище…» Александр Пушкин

Стою печален на кладбище.
Гляжу кругом — обнажено
Святое смерти пепелище
И степью лишь окружено.
И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит,
По ней рабочая телега
. . . . изредка стучит.
Одна равнина справа, слева.
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты.
Однообразны и унылы
Немые камни и могилы
И деревянные кресты.

Анализ стихотворения Пушкина «Стою печален на кладбище…»

Знаменитое имение Болдино подарило русской литературе невероятное количество живописных образов, воплощённых в произведениях А. С. Пушкина. Многие вспомнят романтическую лирику и повести (например, «Заклинание», «Прощание»; «Барыщня-крестьянка»), великолепные пейзажные стихи («Осень»), глубокомысленные поэмы («Бесы», «Медный всадник» и др.).

Также среди творений «болдинского периода» есть и мрачные произведения, наполненные тягостными думами. Одно из таких – сонет «Стою печален на кладбище…». Считается, что это стихотворение было создано в сентябре-октябре 1834 года. Оно вошло в сборник сочинений Пушкина, опубликованный П. В. Анненковым в 1855 году.

В примечаниях к произведению указано, что оно «незаконченное и неотделанное». Читатель может заметить это из текста сонета – в нём встречаются пробелы:
По ней рабочая телега
[ ] изредка стучит.

Лирический герой произведения – сам Александр Сергеевич. В первых строках открывается безрадостная картина: поэт стоит посреди деревенского кладбища и безмолвно созерцает унылый осенний пейзаж. О том, что действие разворачивается именно в сельской местности, говорят следующие строки:
И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит…

Кроме того, исследователи наследия поэта отмечают, что погост в Болдине до сих пор выглядит как раз так, как это описано в данном стихотворении.

Глазами автора мы изучаем виды этого мрачного места. Мы замечаем, что вокруг на многие километры простирается гладкая равнина. Она напоминает голую пустыню, поскольку лишена каких-либо рельефных деталей. Поэт упоминает только кустарник в отдалении, но высказывается о нём пренебрежительно. «Кой-где виднеются кусты», – так просторечно говорит автор. Отсутствие вещей, за которые мог бы зацепиться внимательный взор, подчёркивается с помощью выразительной градации: «Ни речки, ни холма, ни древа.»

Когда поэт описывает кладбище, то использует для этого самые разнообразные образы. Ни разу за всё стихотворение Александр Сергеевич не употребляет одно и то же слово дважды. Для погоста у автора находятся одновременно трагические и почтительные эпитеты: «Святое смерти пепелище», «вечный ночлег», «немые могилы», «деревянные кресты».

Весь сонет пронизан ощущением одиночества. На это чувство указывают детали пейзажа. Мы видим одну дорогу, одну телегу. «Одна равнина справа, слева», и посреди неё виднеется сиротливая фигура поэта. В некоторых произведениях других авторов герои могут внимать душам, обитающим на кладбище, получая от них какие-либо мысли или уроки, но не в этом случае. В сонете «Стою печален на кладбище…» всё остаётся немым, делая одиночество героя ещё более полным и беспредельным.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах