Как писать стихи

pishi-stihi.ru
Счетчики

«Своими горькими слезами…» А.Блок

«Своими горькими слезами…» Александр Блок

Своими горькими слезами
Над нами плакала весна.
Огонь мерцал за камышами,
Дразня лихого скакуна…

Опять звала бесчеловечным,
Ты, отданная мне давно!..
Но ветром буйным, ветром встречным
Твое лицо опалено…

Опять — бессильно и напрасно —
Ты отстранялась от огня…
Но даже небо было страстно,
И небо было за меня!..

И стало все равно, какие
Лобзать уста, ласкать плеча,
В какие улицы глухие
Гнать удалого лихача…

И все равно, чей вздох, чей шепот,-
Быть может, здесь уже не ты…
Лишь скакуна неровный топот
Как бы с далекой высоты…

Так — сведены с ума мгновеньем —
Мы отдавались вновь и вновь,
Гордясь своим уничтоженьем
Твоим превратностям, любовь!

Теперь, когда мне звезды ближе,
Чем та неистовая ночь,
Когда еще безмерно ниже
Ты пала, униженья дочь,

Когда один с самим собою
Я проклинаю каждый день,-
Теперь проходит предо мною
Твоя развенчанная тень…

С благоволеньем? Иль с укором?
Иль ненавидя, мстя, скорбя?
Иль хочешь быть мне приговором? —
Не знаю: я забыл тебя.

Анализ стихотворения Блока «Своими горькими слезами…»

Сцены последнего разговора влюбленных и болезненного расставания завершают поэтический цикл «Фаина», посвященный актрисе Наталье Волоховой. В произведении «Я помню длительные муки…» диссонансы отношений, приведших к разрыву, обозначены выразительной деталью — «заломленными» руками лирической героини. Упоминая о тягостных ощущениях и жгучих унижениях бессмысленной жизни, субъект речи не замыкается в кругу интимных переживаний. Изображению эмоций сопутствуют картины наступающего дождливого утра. Стихотворение завершается сложным образом весеннего ливня, который помимо своего прямого значения символизирует слезы, сопровождающие бурное объяснение героев.

С аналогичной детали начинается художественный текст, датированный осенью 1908 г. На этот раз слезы льет персонифицированный образ весны, которая оплакивает охлаждение, сменившее любовную страсть.

В начальных строфах упоминаются фрагменты сцены конфликта: звучат отдельные обвинения, указаны особенности поведения участников ссоры. Образы героев противопоставлены. Она, упрекающая бывшего возлюбленного в бесчеловечности, предстает пассивной, робкой и бессильной. Он чувствует себя энергичным, правым, хоть и взбудораженным нервным расставанием. Свою убежденность субъект речи иллюстрирует афоризмом «… небо было за меня!»

Оставив былую любовь, герой отправляется в дорогу, ища в ней способ избавления от переживаний прошлого. Верным спутником лирического «я» становится конь, лихой скакун, которого манят далекие мерцающие огни.

Обида — приоритетная черта эмоционального портрета уязвленного героя. Именно ей продиктованы демонстративные заявления о безразличии к объектам любовных увлечений.

Во второй части меняется время лирической ситуации. Ссора в «неистовую ночь», изображенная «по горячим следам», теперь отделена от субъекта речи, существуя как воспоминание. Былые страсти, сопровождавшие любовный финал, расцениваются как «превратности» сложного чувства.

В завершающих строках получает развитие мотив падения, развенчания идеальных отношений. Фигура избранницы сливается с отвлеченной категорией любви, и метафора «униженья дочь» относится к новому обобщенному образу.

Разрыв отношений не приносит спокойствия бывшему возлюбленному. Испытывая мучения, он проклинает «каждый день» своего увлечения. Герою является видение — «развенчанная тень» бывшей пассии. Лирический субъект все еще чувствует себя оскорбленным, хотя и сообщает о собственном безразличии к минувшим событиям.


Метки:



Пиши стихи > Анализ стихотворений > «Своими горькими слезами…» А.Блок
Pishi-stihi.ru
сегодня поговорим о стихах







Все права защищены © 2017 Пиши стихи правильно.