Как писать стихи

«Святая ночь на небосклон взошла…» Ф. Тютчев


«Святая ночь на небосклон взошла…» Фёдор Тютчев

Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он —
Упразднен ум, и мысль осиротела —
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.

Анализ стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…»

Ночь — важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) — дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим мир.

«Святая ночь на небосклон вошла…» — не просто картина смены дня ночью. В нее органично вписан человек. В стихотворении Тютчева он предстает перед читателями бездомной сиротой. Обездоленность особенно остро ощущается им в ночное время. Немощный и голый стоит человек «лицом к лицу пред пропастию темной», погруженный в собственную душу как в бездну. Таким образом в произведении «Святая ночь на небосклон вошла…» поэт объединяет космогонические мифы с миром человеческой души. Стихотворение начинается с противопоставления дня и ночи. Из этой антитезы возникает новая тема — философское самосознание человека.

Согласно древнегреческой мифологии, Хаос представляется как персонификация изначального состояния мира до того момента, как в нем появилось что-либо. В античности слово не воспринималось в распространенном сейчас значении. Хаос не считался беспорядком, путаницей. В стихотворении «Святая ночь на небосклон вошла…» говорится не о конкретном человеке, а о человеке вообще. Лирический герой страдает от одиночества, оказывается в мире, где не действуют законы разума. Живое и светлое кажется ему минувшим сном. В ночи человек узнает «наследье родовое», ведь Федор Иванович воспринимает хаос в качестве начала не только вселенной, но и общества.

В 1859 году Фет в журнале «Русское слово» опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Поэзию своего современника он сравнивает с ночным звездным небом. Сопоставление это неслучайно. Образ ночи встречается в огромном количестве стихотворений Тютчева, причем в совершенно разной лирике — любовной, природной, общественно-политической. Исследователи иногда условно делят «ночную» поэзию Федора Ивановича на две категории: произведения, отражающие внутренний мир человека, и произведения, где говорится о «космическом сознании». Стихотворение «Святая ночь на небосклон вошла…» вбирает в себя обе темы, представляя собой глубокое и точное философское высказывание Тютчева.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах