Как писать стихи

«Там, где капустные грядки…» С. Есенин


«Там, где капустные грядки…» Сергей Есенин

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки…»

Оригинальность и зрелое мастерство, проявившиеся в есенинской миниатюре 1910 г., заставляют некоторых литературоведов предположить, что произведение было написано гораздо позже и умело стилизовано автором под раннюю лирику. Сомнений прибавляют свидетельства современников, в разговорах с которыми поэт варьировал сведения о дате создания стихотворения. Есенин относил ее то к детскому, то к подростковому периоду.

Авторские намерения «омолодить» миниатюру не умаляют художественных достоинств текста. Предметом изображения последнего становится сцена восхода, постепенно освещающего весьма прозаичные деревенские детали: огородные грядки и пару деревьев. Здесь важен особый угол зрения, преображающий художественное пространство, оживляющий его. В основе авторской картины мира лежат особенности крестьянского сознания, уходящего корнями в языческое прошлое. Нехитрая, но освященная древней мудростью народная философия является одним из источников оригинальности есенинского стиля: автору удается уловить в обыденном высокую природную гармонию, без которой немыслимо человеческое счастье.

Структура основных образов стихотворения создана по принципам антропоморфизма, характерным для фольклорных произведений. Образы восхода, большого и маленького кленов настолько персонифицированы, что их можно назвать персонажами. Поступки главных действующих «лиц» напоминают осмысленные манипуляции человека или поведение млекопитающих, повинующихся инстинкту. Очевидны источники, послужившие отправной точкой для развернутой метафорической конструкции: поливка грядок огородником и наблюдение за домашним скотом, среди которого есть молодняк, вскармливаемый самками-матерями.

Стройность композиции добавляют два цветовых эпитета: «красная вода» и «зеленое вымя». Появление первого навеяно отблеском восходящего солнца, второго — нарядом деревьев. Нельзя обойти вниманием авторский окказионализм, ставший классикой, — «кленёночек», нежный и трогательный детеныш заботливой матери.

Залогом дальнейшего развития сквозного образа клена послужила метафоричность восприятия, свойственная есенинской поэтике. Страж «голубой Руси», приметный, полный сил или старый, подгнивший, обледенелый, лишенный листвы — судьба многоликого клена драматична и связана с жизненными перипетиями лирического героя.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах