Как писать стихи

«Тамара и демон» В. Маяковский


«Тамара и демон» Владимир Маяковский

От этого Терека
               в поэтах
                        истерика.
Я Терек не видел.
                Большая потерийка.
Из омнибуса
           вразвалку
сошел,
     поплевывал
               в Терек с берега,
совал ему
         в пену
               палку.
Чего же хорошего?
                Полный  развал!
Шумит,
     как Есенин в участке.
Как будто бы
            Терек
                 сорганизовал,
проездом в Боржом,
                  Луначарский.
Хочу отвернуть
              заносчивый нос
и чувствую:
           стыну на грани я,
овладевает
          мною
              гипноз,
воды
    и пены играние.
Вот башня,
         револьвером
                    небу к висну,
разит
     красотою нетроганой.
Поди,
     подчини ее
               преду искусств - 
Петру Семенычу
              Когану.
Стою,
     и злоба взяла меня,
что эту
       дикость и выступы
с такой бездарностью
                     я
                      променял
на славу,
         рецензии,
                  диспуты.
Мне место
         не в "Красных нивах",
                             а здесь,
и не построчно,
              а даром
реветь
      стараться в голос во весь,
срывая
      струны гитарам.
Я знаю мой голос:
                 паршивый тон,
но страшен
          силою ярой.
Кто видывал,
            не усомнится,
                        что
я
 был бы услышан Тамарой.
Царица крепится,
                взвинчена хоть,
величественно
             делает пальчиком.
Но я ей
       сразу:
            - А мне начхать,
царица вы
         или прачка!
Тем более
         с песен - 
                  какой гонорар?!
А стирка - 
          в семью копейка.
А даром
       немного дарит гора:
лишь воду - 
            поди,
                 попей-ка!- 
Взъярилась царица,
                  к кинжалу рука.
Козой,
      из берданки ударенной.
Но я ей
       по-своему,
                вы  ж знаете как - 
под ручку...
            любезно...
                     - Сударыня!
Чего кипятитесь,
               как паровоз?
Мы
  общей лирики лента.
Я знаю давно вас,
                 мне
                    много про вас
говаривал
         некий Лермонтов.
Он клялся,
         что страстью
                     и равных нет...
Таким мне
         мерещился образ твой.
Любви я заждался,
                мне 30 лет.
Полюбим друг друга.
                  Попросту.
Да так,
      чтоб скала
                распостелилась в пух.
От черта скраду
               и от бога я!
Ну что тебе Демон?
                  Фантазия!
                           Дух!
К тому ж староват - 
                   мифология.
Не кинь меня в пропасть,
                       будь добра.
От этой ли
          струшу боли я?
Мне
   даже
       пиджак не жаль ободрать,
а грудь и бока - 
                тем более.
Отсюда
      дашь
          хороший удар - 
и в Терек
         замертво треснется.
В Москве
        больнее спускают...
                           куда!
ступеньки считаешь - 
                     лестница.
Я кончил,
         и дело мое сторона.
И пусть,
        озверев от помарок,
про это
        пишет себе Пастернак.
А  мы...
       соглашайся, Тамара! - 
История дальше
              уже не для книг.
Я скромный,
           и я
              бастую.
Сам Демон слетел,
                 подслушал,
                          и сник,
и скрылся,
         смердя
               впустую.
К нам Лермонтов сходит,
                      презрев времена.
Сияет - 
       "Счастливая парочка!"
Люблю я гостей.
              Бутылку вина!
Налей гусару, Тамарочка!

Анализ стихотворения Маяковского «Тамара и демон»

Автор, охотно поддерживавший репутацию поэтического нигилиста, обращается к известной романтической теме демонианы, которая в русской традиции связана прежде всего с лермонтовским наследием. На демонстративный характер интертекстуальных связей указывает название произведения 1924 г.

С первых строк проявляется особая позиция лирического героя, для характеристики которой больше подходит слово «поза» — нарочито панибратская, уверенная и беспардонная, балансирующая на грани художественного вкуса.

Кажется, что для лирического субъекта не существует преград и авторитетов. Едва ступив на кавказскую землю, он избирает первый предмет для своих нападок — воды знаменитого Терека. Интересно символическое наполнение природного образа: в Тереке герой видит один из атрибутов отрицаемого прошлого и объект поклонения женоподобных, склонных к истерикам поэтов. Запоминающийся жест, когда палка гостя неучтиво пронзает бурный поток, трактуется как действие, направленное на попрание исторических авторитетов, а также намекает на сексуальный подтекст эпатирующего поведения.

Однако магия «красоты нетроганой», свойственная культовому для русской лирики месту, берет свое. С язвительным, заносчивым и неисправимым бунтарем происходит удивительная метаморфоза: он цепенеет, будто в гипнозе, и осознает ничтожность «славы, рецензий, диспутов». Истинному творцу необходимо черпать вдохновение здесь, среди «дикости и выступов», а не в шумных московских редакциях, погрязших в бюрократии и мелких интригах. Прибегая к оригинальной форме и художественной манере, Маяковский вносит свою версию в трактовку вечной темы предназначения поэтического дара. Момент неожиданного прозрения — кульминация, своеобразная вершина сюжета, подобная горным хребтам, между которых протекает загадочный и притягательный Терек.

Дальнейшее лирическое повествование вновь «сползает» в область, изобилующую балаганными деталями в духе народной смеховой культуры. Поскольку герой решает осесть на новом месте, он знакомится со здешними обитателями — царицей Тамарой, Демоном и Лермонтовым. Молодой и нахальный поэт, олицетворяющий современность, быстро становится хозяином положения: он сближается с прекрасной грузинкой, изгоняет «староватого» духа тьмы, приглашает в гости классика, попутно разжалованного в гусары. В основе структуры трех культовых образов лежит прием снижения, впитавший традиции фольклорного театра и характерный для пародийно-сатирического метода Маяковского.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах