Как писать стихи

«Тебя так любят все! Один твой тихий вид…» А. Толстой


«Тебя так любят все! Один твой тихий вид…» А.Толстой

Тебя так любят все! Один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье,
В душе твоей звучит какой-то приговор;
Зачем твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шёпот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Всё кажется тебе стяжанием неправым?

Анализ стихотворения Толстого «Тебя так любят все! Один твой тихий вид…»

Главная черта нежной и улыбчивой героини любовной лирики Толстого — кротость. Тихая и добросердечная дама полна сочувствия к печалям и скорби окружающих. Ее участие, отзывчивость и терпение, адресованные близким, сродни самопожертвованию: лирическое «я» отмечает строгость, холодность и даже безжалостность приветливой женщины к собственной персоне. В душе возлюбленной скрыта загадка: ее улыбка грустна, а глаза остаются печальными даже в минуты веселья. Внимательного и трепетного героя, восхищенного духовным совершенством своей избранницы, сильно тревожит ее тайное горе.

Основные мотивы, определяющие взаимоотношения влюбленной пары, воплотились в стихотворении 1858 г. Зачин указывает на особое положение лирического адресата. Мотив поклонения, характерный для интимного переживания толстовского героя, здесь подвергается интенсивному развитию: его избранница окружена всеобщим уважением, восторгом, обожанием. Скромная героиня вовсе не стремится быть в центре внимания. Только одно ее присутствие способно воздействовать на членов общества благотворным образом, пробуждая в последних положительные качества — доброту и смирение.

Чуткий герой улавливает нотки диссонанса в лирической ситуации, кажущейся безукоризненно идеальной и безоблачной. Постоянной спутницей возлюбленной стала грусть, порожденная «скрытым мученьем». Неясный «приговор», тяжелым грузом сдавивший отзывчивое сердце, придает ласковому взору робкое и молящее выражение.

Художественный текст заканчивается обширным риторическим вопросом, отражающим тревогу лирического «я». Его беспокойство иллюстрируется сравнением, в котором проясняется причина подобной неуверенности — гнетущее чувство вины, низкая самооценка. Герою кажется, что негативные качества мешают любимой безмятежно наслаждаться простыми радостями жизни. Следует перечень образов, связанных с природными явлениями: солнечный свет и прохладная полутень, цветущие луга и шорох листвы. По отношению к последнему элементу ряда поэт применяет иносказание. Акустический образ лесного шума метафорически уподобляется «шепоту».

Увидеть в глазах милой счастье, не омраченное горечью, — такова заветная мечта влюбленного. Она высказана в произведении «О, если б ты могла хоть на единый миг…», которое появилось спустя год после анализируемого текста.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах