Как писать стихи

«Теперь все чаще чувствую усталость…» И. Бродский


«Теперь все чаще чувствую усталость…» Иосиф Бродский

Теперь все чаще чувствую усталость,
все реже говорю о ней теперь,
о, помыслов души моей кустарность,
веселая и теплая артель.

Каких ты птиц себе изобретаешь,
кому их даришь или продаешь,
и в современных гнездах обитаешь,
и современным голосом поешь?

Вернись, душа, и перышко мне вынь!
Пускай о славе радио споет нам.
Скажи, душа, как выглядела жизнь,
как выглядела с птичьего полета?

Покуда снег, как из небытия,
кружит по незатейливым карнизам,
рисуй о смерти, улица моя,
а ты, о птица, вскрикивай о жизни.

Вот я иду, а где-то ты летишь,
уже не слыша сетований наших,
вот я живу, а где-то ты кричишь
и крыльями взволнованными машешь.

Анализ стихотворения Бродского «Теперь все чаще чувствую усталость…»

«Теперь все чаще чувствую усталость…» — стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского — русского поэта-романтика девятнадцатого столетия. В связи этой нет ничего удивительного. Иосиф Александрович не раз называл Евгения Абрамовича одним из любимых героев своих историко-поэтических рефлексий. Исследователи выделяют два типа творческих перекличек: тематические и прямое цитирование. «Теперь все чаще чувствую усталость…» относится к первой группе. В этом стихотворении в одном из первых появляется слово «душа». Нет никаких сомнений, новый для творчества Бродского образ навеян именно лирикой Баратынского.

В стихотворениях Иосифа Александровича теме души отведено значительное место. Она преподносится в качестве важнейшей составляющей части образа лирического героя. В произведении «Теперь все чаще чувствую усталость…» душа предстает перед читателями как бессмертное духовное существо. В том же значении образ используется в других ранних стихотворениях поэта — «Стансы», «Большая элегия Джону Донну», «Элегия». Согласно Бродскому, душа автономна, что проявляется в ее способности отделяться от тела. При этом речь не идет о физической смерти.

«Теперь все чаще чувствую усталость…» — монолог без ответа, обращение лирического героя к душе. В стихотворении душа и «Я» существуют в соответствии с разными законами. В самом начале лирический герой говорит об усталости, становящейся для него постоянным состоянием. «Я» выступает в роли символа прикованности к земле, подневольности. Душа, напротив, свободна. Она живет в полную силу. Бродский представляет ее в образе птицы, традиционном для поэзии, берущем свое начало еще в первобытной культуре и занимающем важное место в религиозной традиции. «Я» призывает улетевшую душу вернуться, но она выбирает свободу.

Можно значительно расширить трактовку «Теперь все чаще чувствую усталость…». Для этого рассмотрим оппозицию души и «Я» как противопоставление творчества стихотворца и существования простого человека. Тогда полет души воспринимается в качестве полета фантазии, а «Я» олицетворяет прозаическое видение жизни обывателем.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах