Как писать стихи

«Тростник» М. Лермонтов


«Тростник» Михаил Лермонтов

Сидел рыбак веселый
   На берегу реки,
И перед ним по ветру
   Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
   И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
   В другой конец подул.

И, будто оживленный,
   Тростник заговорил —
То голос человека
   И голос ветра был.
И пел тростник печально:
   «Оставь, оставь меня!
Рыбак, рыбак прекрасный,
   Терзаешь ты меня!

И я была девицей,
   Красавица была,
У мачехи в темнице
   Я некогда цвела,
И много слез горючих
   Невинно я лила;
И раннюю могилу
   Безбожно я звала.

И был сынок любимец
   У мачехи моей,
Обманывал красавиц,
   Пугал честных людей.
И раз пошли под вечер
   Мы на берег крутой
Смотреть на сини волны,
   На запад золотой.

Моей любви просил он,—
   Любить я не могла,
И деньги мне дарил он,—
   Я денег не брала;
Несчастную сгубил он,
   Ударив в грудь ножом,
И здесь мой труп зарыл он
   На берегу крутом;

И над моей могилой
   Взошел тростник большой,
И в нем живут печали
   Души моей младой.
Рыбак, рыбак прекрасный,
   Оставь же свой тростник.
Ты мне помочь не в силах,
   А плакать не привык!»

Анализ стихотворения Лермонтова «Тростник»

Юного автора привлекает романтическая сущность жанра баллады — острота конфликтов, напряженность действия, эмоциональная насыщенность, преобладание мрачного колорита. После первых подражательных стихотворений появляются более самостоятельные творения — «Русалка» и «Тростник», которые датированы 1832 г.

Архаический фольклорный сюжет о чудесной дудочке, раскрывающей тайну гибели человека, лег в основу «Тростника». Исследователи затрудняются в определении точного источника, относя к нему и английский вариант народной баллады о сестрах-соперницах, и славянские сказочные мотивы, повествующие о подругах, позавидовавших красоте героини, или злой сестре, умертвившей брата. Суть бродячего сюжета — переселение души невинно убиенного в растение, которое появляется на месте преступления.

В лермонтовской трактовке жертвой становится молодая девушка-сирота. Безрадостная жизнь в доме мачехи, незаслуженные обиды порождали в душе бедняжки греховные мечты о смерти, «ранней могиле». Отвергнув домогательства сводного брата, обманщика и разбойника, красавица была убита жестоким «любимцем» мачехи. На месте гибели «взошел тростник большой», в которой вселилась душа девушки. Трагическую историю-песню поведала сухая тростинка, случайно срезанная посторонним человеком — «рыбаком веселым».

Архаический мотив завершается обнародованием обстоятельств преступления, которое предполагает возмездие, последующее наказание убийцы. Поэт поступает иначе: героиня просит не тревожить ее скорбный покой. Показательно, что страшная тайна открывается не заинтересованному лицу — родственнику или старейшине, а случайному равнодушному человеку. Ничто не поможет жертве: бесполезны публичное оглашение деталей трагедии, месть злодею, сочувствие и утешение. Лирический монолог героини оканчивается скорбными и скептическими нотами.

Жанр баллады в творчестве Лермонтова приобретает емкость и многозначность, выражая сложные переживания и вбирая в себя множество второстепенных, но важных мотивов. Несчастное сиротство и робкая попытка богоборчества, беззащитность и губительность красоты, упрек в безразличии — эти темы проявляются в безыскусной и наивной, но искренней и страстной песне девушки-тростинки.

Поэт прибегает к упрощенной строфике, отказываясь от изысканных тропов и ритмических новаций. «Тростник» предвосхищает идейно-стилевые особенности баллад зрелого периода.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах