«В домах» К. Бальмонт

«В домах» Константин Бальмонт

М. Горькому

В мучительно-тесных громадах домов
Живут некрасивые бледные люди,
Окованы памятью выцветших слов,
Забывши о творческом чуде.
Все скучно в их жизни. Полюбят кого,

Сейчас же наложат тяжелые цепи.
«Ну, что же, ты счастлив?» — «Да что ж… Ничего…»
О, да, ничего нет нелепей!
И чахнут, замкнувшись в гробницах своих.
А где-то по воздуху носятся птицы.
Что птицы? Мудрей привидений людских
Жуки, пауки и мокрицы.
Все цельно в просторах безлюдных пустынь,
Желанье свободно уходит к желанью.
Там нет заподозренных чувством святынь,
Там нет пригвождении к преданью.
Свобода, свобода! Кто понял тебя,
Тот знает, как вольны разливные реки.
И если лавина несется губя,
Лавина прекрасна навеки.
Кто близок был к смерти и видел ее,
Тот знает, что жизнь глубока и прекрасна.
О, люди, я вслушался в сердце свое,
И знаю, что ваше — несчастно!
Да, если бы только могли вы понять…
Но вот предо мною захлопнулись двери,
И в клеточках гномы застыли опять,
Лепечут: «Мы люди, не звери».
Я проклял вас, люди. Живите впотьмах.
Тоскуйте в размеренной чинной боязни.
Бледнейте в мучительных ваших домах.
Вы к казни идете от казни!

Анализ стихотворения Бальмонта «В домах»

Посвященное М. Горькому стихотворение «В домах» было опубликовано в альманахе «Северные цветы» в 1902 году. Оно перекликается по духу с образами Сокола и буревестника Горького. Знатоки творчества этих авторов до сих пор сомневаются, не являются ли птицы Бальмонта прообразами горьковских героев. Появился даже интересный термин «революционная орнитология», использованный В. Марковым, исследовавшим поэзию Константина Дмитриевича.

Образ птиц – это не единственный говорящий символ в стихотворении «В домах». Кроме него в тексте встречаются жесткие и горькие эпитеты и сравнения, которыми поэт награждает разочаровавших его людей.

Выступая одновременно и в качестве повествователя, и в качестве героя собственного произведения, автор рассказывает историю маленьких людей, запертых в серых унылых городах. Жители эти мелки в переносном смысле – автор называет их «в клеточках гномы», «некрасивые бледные люди». Эти люди со временем стали серыми и бесчувственными, они глухи к творческим порывам, боятся нового. Они так стремятся к спокойствию и стабильности, что готовы даже своих любимых, лишь бы они не покинули горожан, посадить на цепь.

Произведение наполнено противопоставлениями. Бальмонт использует противоречивые образы, чтобы показать убожество своих героев. «В мучительно-тесных громадах домов», — так говорит автор о клетках, куда сами себя заперли горожане. То есть, места в этом городе достаточно, но люди сами себя ограничили настолько, что им приходится тесниться.

Этому образу противостоит образ птиц и насекомых. Пусть это и бессловесные неразумные животные, но в отличие от людей, они свободны. Именно это качество высоко ценит поэт. По его мнению, свобода помогает человеку понять красоту и осознать смысл жизни. А тот, кто познал смысл, уже не будет тратить свое время на мелкие дрязги и однообразный быт.

Даже неуправляемая лавина, голая пустыня и смерть кажутся поэту привлекательнее жизни этих людей. Они сознательно закрываются от перемен, все время оглядываясь назад, они «окованы памятью выцветших снов».

Автор-герой стучится в их сердца и двери, чтобы пробудить в них жизнь, но люди отталкивают его. В финале произведения поэт восклицает:
Я проклял вас, люди! Живите впотьмах.

Оставив безуспешные попытки принести свет в души людей, он покидает город. Представляется, что под героем автор подразумевает самого себя, ведь одной из целей Бальмонта было заронить свет поэзии и красоты в души окружающих. Но поскольку это не всегда удавалось, разочарование все чаще Константин Дмитриевич испытывал разочарование. Поэтому в его дальнейшем творчестве все чаще можно встретить полные досады и горечи стихотворения, подобные этому.

Смотри больше:


Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева