Как писать стихи

«В тот месяц май, в тот месяц мой…» Б.Ахмадулина


«В тот месяц май, в тот месяц мой…» Белла Ахмадулина

В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая легкость,
и, расстилаясь над землей,
влекла меня погоды летность.

Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.

Но, слава богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
н каждый вздох и каждый взлет
обходится мне все дороже.

И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.

Я вижу, как грачи галдят,
над черным снегом нависая,
как скучно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.

И где-то, в дудочку дудя,
не соблюдая клумб и грядок,
чужое бегает дитя
и нарушает их порядок.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «В тот месяц май, в тот месяц мой…»

Поэзия Беллы Ахатовны Ахмадулиной имеет удивительную особенность – она нежная и невесомая, даже если речь в произведениях идет о самых обыденных вещах. Таково и стихотворение «В тот месяц май, в тот месяц мой», созданное поэтессой в 1959 году. Несмотря на то, что темой его является сама проза жизни, оно напоминает скорее разноцветное кружево, а не серую ткань будней.

Легкость стихотворения проистекает из его структуры. Мелодичность строкам придает простой размер – четырехстопный ямб. Играючи поэтесса сочетает мужские окончания в нечётных строках с женскими в чётных, создавая изящную перекрестную рифмовку.

Представляют интерес синтаксис и звуковой рисунок стихотворения. Бодрое начало задает первая строфа, содержащая повтор «В тот месяц май, в тот месяц мой…». Ритм поддерживается с помощью ассонанса – в тексте часто можно встретить мягкие гласные – например, в словах «лёгкость», «лётность», «землёй», «взлёт», «дитя», «грядок», «порядок». Вместе с тем присутствуют и йотированные звуки («я», «перья», «пенья», «явленья»), которые словно жизнеутверждающие восклицания привносят активность в строки.

Аллитерации усиливают это впечатление. Повторение согласных «г», «д» («в дудочку дудя», «грачи галдят») также пробуждает в воображении читателя знакомые звуки.

Воздушность поэзии – это еще и результат особого образного содержания стихотворения. Оно словно пронизано ласковыми солнечными лучами и потоками душистого ветерка. Белла Ахатовна использует необычные способы передать это настроение. Ее лирическая героиня похожа на птицу. «Я окунала в воздух перья», — так поэтесса описывает ее наслаждение майской юностью. Легкость сквозит в самих словах: «каждый вздох, каждый взлёт» заставляют читателя замирать от восторга высоты.

Вот весна проходит, и безмятежность героини сменяется зрелостью. Любопытен образ старого еврея, с помощью которого автор изображает мудрость и степенность, пришедшую с годами. Однако она не горюет о промелькнувшей молодости. Наоборот, поэтесса благодарна – «слава богу, стал мой взор и проницательней, и строже».

Даже образ смерти в виде чернокрылой птицы не пугает автора. Не отталкивает уныние, с которым состарившиеся люди день ото дня наблюдают за сплетением человеческих судеб, вьющихся, словно нити в клубке. Ведь зоркий взгляд мудрости замечает не только угасание, но и новое начало. Чужое дитя как символ грядущей, полной открытий эпохи, привносит свежую ноту в размеренный порядок жизни.

Поэтому-то это произведение такое искристое и радостное, ведь это подлинное счастье – и принимать осень, и встречать весну, не падая духом и не опуская голову.

Метки:



Все права защищены © 2018 Пиши стихи правильно.