Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Андрей Белый

«Весна (Всё подсохло. И почки уж есть…)» А. Белый

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.

Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.

Тут известку счищают ножом…
Тут стаканчики с ядом… Тут вата…
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.

Окна настежь – и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.

Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.

В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.

В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки…
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.

1903, Москва.
Сборник «Золото в лазури» (1904). Цикл «Прежде и теперь».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Весна»

Многие читатели, познакомившись с произведениями Андрея Белого из сборников «Пепел» или «Урна», могли счесть лирику поэта мрачной и депрессивной. Однако есть в библиографии этого автора и светлые, оптимистичные стихи.

Одним из таких произведений является «Весна». Оно было написано в Москве в 1903 году и вошло в сборник «Золото в лазури». Стихотворение состоит из семи четверостиший. Размер – анапест. Преобладают строфы с перекрёстной рифмой (abab), но встречаются и такие, где рифма кольцевая (cddc).

Настроение произведения полностью соответствует его названию. С первых строк читатель погружается в кипучую жизнь, пробудившуюся с первыми тёплыми лучами солнца. Мы глядим на всё глазами лирического героя, от лица которого говорит сам автор. Вместе с ним мы оказываемся во дворе усадьбы и наблюдаем за удивительными метаморфозами, вызванными приходом весны.

Первое, что мы видим, это, конечно, – земля. Так разительна перемена, произошедшая с ней: только недавно она была укрыта сплошным снежным ковром, а сегодня уже высохла и постепенно покрывается зеленью. Внимательный взгляд автор подмечает все, даже самые малейшие признаки возрождения природы – распускающиеся почки или набухающие бутоны: «Зацветут скоро ландыши, кашки.»

Всё бурлит и звенит от радости оттого, что холода закончились. Ухо поэта улавливает самые разные звуки, которые он описывает с помощью таких выразительных эпитетов, как «назойливый писк», «весенняя весть» (имеется в виду, по всей видимости, пение птиц). Градация «и крик, разговоры, и цветочный качается стебель, и выходят…» показывает, что без перерыва что-то происходит вокруг.

Взгляд автора скользит по наполнившемуся вещами двору. Благодаря анафоре («тут извёстку счищают ножом… тут стаканчики с ядом… тут вата») кажется, что каждый уголок заполнен предметами. Но это не вызывает у поэта раздражения. Наоборот, он с нежностью описывает всё, что попадает ему на глаза. Обратим внимание, как он рассказывает о коте, который выбрался на солнышко погреться. Автор использует ласковый эпитет «бархатная лапка». Такие простые вещи, как хозяйственные принадлежности, тоже кажутся милыми (например, «корытце»). Даже какой-то грубоватый крестьянин заслуживает ласково-снисходительного «мужичонка».

Доброе слово находится у поэта и для небесных явлений. Облака он сравнивает с маленькими барашками, что тоже указывает на его благодушное настроение.

Чувствуется, что автор хорошо знает жизнь в деревне. Он с лёгкостью использует в тексте стихотворения такие слова, как «бабки» и «опорки», имея в виду атрибуты излюбленной игры крестьянских ребятишек и привычную для бедных людей обувь (опорки представляли собой отрезанную нижнюю часть от сапог, которую носили как башмаки или калоши).

Все эти особенности напоминают о бунинской пейзажной лирике. То, что и у Андрея Белого есть такие нежные и добрые стихотворения, может стать приятным открытием для любого ценителя его творчества.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах