Как писать стихи

«Во дни минувшие бывало…» А. Толстой


«Во дни минувшие бывало…» Алексей Толстой

Во дни минувшие бывало,
Когда являлася весна,
Когда природа воскресала
От продолжительного сна,
Когда ручьи текли обильно
И распускалися цветы,
Младое сердце билось сильно,
Кипели весело мечты;
С какою радостию чистой
Я вновь встречал в бору сыром
Кувшинчик синий и пушистый
С его мохнатым стебельком;
Какими чувствами родными
Меня манил, как старый друг,
Звездами полный золотыми
Ещё никем не смятый луг!
Потом пришла пора иная
И с каждой новою весной,
Былое счастье вспоминая,
Грустней я делался; порой,
Когда темнели неба своды,
Едва шептались тростники,
Звучней ручья катились воды,
Жужжали поздние жуки,
Казалось мне, что мне недаром
Грустить весною суждено,
Что неожиданным ударом
Блаженство кончиться должно.
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

Анализ стихотворения Толстого «Во дни минувшие бывало…»

Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку и внутренний мир героя.

Стихотворение начинается с изображения гармоничных и радостных «дней минувших». Поэт четко определяет время лирической ситуации — начало весны, пробуждения природы «от продолжительного сна». Лексическая анафора «когда» заостряет внимание на временном ориентире.

Какие изменения происходят в художественном пространстве? Лаконичные пейзажные доминанты — журчание ручьев и появление первоцветов — соседствуют с подробными описаниями природных деталей. В число последних входят образы прострела, «кувшинчика синего», и свежего луга. Лирический субъект с любовью и тщанием воспроизводит внешний вид скромного цветка, не упуская из вида и «пушистый» бутон, и «мохнатый» стебель. Обобщенный образ луга наделяется деталью, поражающей сказочной роскошью: молодую сочную траву украшают «звезды золотые».

С подробными характеристиками упомянутых выше образов неразрывно связаны эмоции героя: вид первоцвета пробуждает «радость чистую», а чувства, возникшие во время прогулки по лугу, напоминают удовольствие и душевный подъем, вызванные встречей со старым другом. Смятение, волнение, круговерть веселых мечтаний — сложный эмоциональный портрет лирического субъекта выполнен в жизнерадостных оттенках.

Счастливым ощущениям прошлого противостоят печальные настроения, характеризующие нынешний момент, «пору иную». Со временем уныние усиливается, и рост отрицательно окрашенного чувства соотносится с картиной весеннего вечера. Визуальный образ темнеющего небосвода предваряет появление трех акустических доминант: шуршания тростника, звучного журчания воды и жужжания насекомых. Лексемы «грустней» и «звучней» поддерживают основную параллель художественного текста: первая из них относится к миру эмоций, вторая участвует в описании деталей пейзажа.

Финальные строки вносят новые ноты в образ лирического «я». Героя, постепенно погружающегося в подавленное, депрессивное состояние, начинают тревожить мрачные предчувствия. Элегические мотивы, крепнущие в концовке, представляют «неожиданный удар» грядущих потрясений как закономерный конец, предопределенный лирическому субъекту.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах