Как писать стихи

«Вольный сокол» А. Фет


«Вольный сокол» Афанасий Фет

Не воскормлён ты пищей нежной,
Не унесен к зиме в тепло,
И каждый час рукой прилежной
Твое не холено крыло.

Там, над скалой, вблизи лазури,
На умирающем дубу,
Ты с первых дней изведал бури
И с ураганами — борьбу.

Дразнили молодую силу
И зной, и голод, и гроза,
И восходящему светилу
Глядел ты за море в глаза.

Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

Анализ стихотворения Фета «Вольный сокол»

Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня «любовника роз» соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, — образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, они осмысливаются на символическом уровне как воплощение поэтического вдохновения, полета романтической души, отринувшей суету повседневности.

Молодой, полный сил сокол — центральный персонаж и адресат стихотворения 1884 г. Лирический субъект, восхищенный бесстрашием и мощью хищной птицы, обращается к прошлому, к этапу взросления птенца.

Зачин организуется комплексом страдательных причастий с отрицательным значением, выступающих в роли однородных сказуемых: «не вскормлён» — «не унесён» — «не холено». Анафора противопоставляет образ свободной птицы изнеженному питомцу, чье существование зависит от людской заботы.

Центральный эпизод задает координаты художественного пространства, в срединной точке которого располагается высокий старый дуб с гнездом, где начал земную жизнь персонаж. С первых дней птенцу пришлось вести борьбу со стихией и голодом, и привычка к противостоянию закалила характер, развила способность смело встречать опасность. Показателен результат воздействия неблагоприятных обстоятельств на персонажа: автор описывает его при помощи глагола «дразнили».

Олицетворение — ведущий художественный прием, организующий структуру центрального образа и фоновой зарисовки. Восходящее солнце наделяется взглядом, дерево характеризуется эпитетом «умирающее», а растущий птенец испытывает эмоции, подобные человеческим. Разрабатывая антропоморфную трактовку, поэт опирается на тенденции русского фольклора, где сокол символизирует удалого молодца.

Закономерен триумфальный финал взросления, которое завершается уверенным и широким полетом. Лексема «поплыл» указывает на плавную траекторию движения мощных крыльев. Мотив полета, знаковый для фетовской лирики, позволяет соотнести образ с категорией художественного творчества, свободного от мелких и преходящих тем.

В стихотворном посвящении Шиллеру тема поэтического процесса аллегорически связана с обликом другой хищной птицы — царственного орла. Лирический герой восторженно именует адресата «орлом», создавшим «могучие, светлые» песни.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах