«Все лес и лес. А день темнеет…» И. Бунин

«Все лес и лес. А день темнеет…» Иван Бунин

Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей

Горит в их дебрях вековых.

Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…»

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и «божий мужичок», добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, — многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием — «Из сказки». Действительно, образный строй произведения во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова «лес» в начальной строке — своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки. Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: «темнеет», «синеют», «седой». Вечерняя картина завершается пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной порой, — «серой совы». Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон. Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент — беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце — с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья «вереницей идут». Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира — волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении «Псковский бор». Стихотворения различаются позицией лирического «я»: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и «сказочными тропами». Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.

Смотри больше:


Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева